Что делать если у тебя переходный возраст

Что делать если у тебя переходный возраст

«Будьте на стороне ребенка, даже если не согласны»

Как разговаривать с подростками так, чтобы они нас слышали? Мы их, конечно, любим, но как можно терпеть то, что они вытворяют? Почему они, такие послушные и покладистые в раннем детстве, теперь вдруг начали спорить и дерзить? Почему их теперь приходится заставлять, и часто со скандалом, делать простые и правильные вещи: помыть за собой посуду, убрать постель, аккуратно сложить разбросанную по комнате одежду? Почему другие дети как дети, а наш. И такие вопросы у родителей возникают каждый день.

Как вести себя с подростком, который вдруг стал непослушным, замкнутым и агрессивным? Единого рецепта для таких случаев не существует, но есть подсказки психологов и педагогов, к которым имеет смысл прислушаться. О том, как пережить переходный возраст и сохранить отношения со своими детьми, журналистам ИА «Столица» рассказал кандидат педагогических наук, основатель Института неформального образования и Школы неформального образования «Апельсин», популярный писатель и блогер Вадим Зицер.

— Вадим Семенович, почему родителям бывает так трудно со своими детьми-подростками?

— Дело в том, что до определенного возраста дети относятся к родителям примерно как к богам: они безоговорочно верят всему, что те говорят. К примеру, если пятилетний ребенок пожалуется на головную боль, а мама скажет: «Сейчас поцелую, и все пройдет!» — то боль действительно проходит! Это совершенно потрясающая история, на которой позже уже не выедешь. Потому что позже наступает тот самый переходный возраст, когда ребенок проверяет все. И все наши ошибки и промахи, которые мы допустили раньше, выходят нам боком. Ведь когда ребенок верит каждому нашему слову, так трудно устоять перед соблазном и не воспользоваться своей «божественной» сущностью! Но теперь все эти волшебные инструменты — «нужно доесть кашку, а то вырастешь слабым», «если будешь плохо себя вести, придет дядя милиционер» — больше не работают. И в тот момент, когда подросток сталкивается с тем, что его близкие люди, оказывается, говорили неправду, тут‑то и начинаются проблемы.

— Но все‑таки нужно ли и можно ли воспитывать подростков или уже поздно?

— Самый главный инструмент, которым пользуются большинство родителей, — это подавление. С самого детства мы привыкли внушать ребенку, что все живут, как говорится в одном известном фильме, «не для радости, а для совести». Мы заставляем его жить по нашим законам, контролируем каждый шаг, потому что «в своем доме я такого не позволю». Ну а где его дом? Он, получается, у вас угол снимает? И все это наваливается на подростка как раз тогда, когда в организме идет мощнейшая перестройка: в один день он может влюбиться и разлюбить, обрести лучшего друга и потерять. Ребенку в этот период очень тяжело, потому что мир воспринимается очень ярко. И в тот момент, когда он приходит в свой дом, чтобы спрятаться, побыть в своей берлоге, передохнуть, мы начинаем его воспитывать и учить: почему так поздно пришел, почему не позвонил и так далее. И возникает естественный вопрос: а молодому человеку отдыхать где?

— Но ведь родители действительно волнуются, если вовремя не пришел и не позвонил…

— Наш страх и есть главный корень наших проблем. Приведу пример. Дочь вернулась домой не в десять вечера, как обещала, а позже. И даже не позвонила. А вы не задумывались почему? Все дело в том, что мы звоним людям тогда, когда хотим с ними поделиться своими эмоциями — радостями или переживаниями. Но дочка знает: если она позвонит и скажет, что только что впервые поцеловалась, последует, как мы понимаем, предсказуемая реакция, и ее счастью придет конец. И у нее нет другого выхода, кроме как закрыться от вас. Конечно, у мамы есть возможность приковать дочь наручниками к батарее, но только я хочу напомнить: как только этот страх пройдет, возникнет другой страх: а не испортит ли она себе спину, сидя в наручниках в неудобной позе? Поэтому тот момент, та точка, в которой вы поймаете свой страх за хвост, она критическая. И чем раньше вы остановитесь, тем будет лучше для всех. Потому что в тот момент, когда я понимаю, что боюсь, происходит удивительная история: приходит осознание того, что со своим страхом нужно бороться мне самому, это мои ощущения и процессы. А брать в заложники своего страха других людей — неэтично и бесперспективно.

«Мы боимся планшета в руках ребенка, потому что не знаем, как именно он на него повлияет», — считает педагог.

Поэтому своей девочке вы можете сказать о том, что дело не в ней, а в вас. Что вы за нее очень волнуетесь. И тогда она поймет, что мама существует не только для того, чтобы проверить уроки и рассказать, с кем целоваться, а с кем — нет. В тот момент, когда родители приходят и говорят правду, дети умеют слышать, воспринимать и прощать. Подросток понимает, что это не он такой плохой, а просто мама за него боится. Но не забывайте, что манипулировать страхом нельзя ни в коем случае!

— Еще одна причина для споров с подростками — постоянный хаос из‑за разбросанных вещей и грязной посуды. Как быть с этим?

— В этом случае обычно еще вспоминают про будущих супругов наших детей. Ведь если чадо не научится готовить пищу или убирать за собой, то те будут страдать! Мне кажется, это какая‑то выдуманная проблема. А настоящая состоит в том, что разбросанные вещи мешают лично вам. Так почему нельзя подойти к ребенку и просто об этом поговорить? Нам кажется, что, заставляя его убираться, мы таким образом его дисциплинируем. На самом деле это не работает, потому что воспитывает личный пример. Дети очень хотят быть на нас похожими, и часто как раз это нас в них и раздражает. Если вам так не нравится бардак, почему бы не взять и не прибраться самим?

Читайте также:  Пессарий при беременности может ли сдвинуться

— Не случится ли так, что мы будем потом жалеть о слишком мягких методах воспитания?

— Это звучит так, как будто белый господин дает черному рабу свободу, а потом говорит: что‑то раб плохо с этой свободой обошелся, надо было его лучше драть. Если ваша цель сделать так, чтобы подросток подчинялся, то вы думаете в правильном направлении. Заставьте подчиниться — и он усвоит, что сильный всегда прав, что всегда найдется человек, который скажет, как надо и как не надо. Ребенок вырастет и всю жизнь будет ждать, что кто‑то придет и установит ему рамки. Если ребенок растет в ситуации подавления, у него есть только два пути: стать либо насильником, либо жертвой. Потому что другой модели поведения он не видел.

Вадим Зицер, педагог:

«Если ребенка в школе ругают учителя, нужно туда прийти и сказать, что вы этого не позволите. Не нужно вставать на сторону большинства и поддакивать ему в том, что если ребенка не унизишь, то он потом на шею сядет».

Очень часто в воспитании детей родители пользуются следующим аргументом: если я буду слишком сильно любить ребенка, он нечаянно может подумать, что жизнь — это сплошной пикник. И как он тогда выживет в этом жестоком мире? Пожалуйста, не волнуйтесь, потому что в мире всегда найдется огромное количество людей, которые попытаются испортить вашим детям жизнь. Это могут быть самые разные люди: учителя, друзья-подруги, жена или муж… И есть только два человека, которые могут попытаться этого не сделать, — это отец и мать. Нужно по определению быть всегда на стороне своего ребенка, даже тогда, когда вы с ним не согласны. Скажите ему об этом, но будучи на его стороне: «Я понятия не имею, чем тебе помочь, но, к счастью, наши отношения позволяют меня спросить, какой может быть моя помощь». Для подростка крайне важно, чтобы хотя бы в одном человеке он был уверен. И этим человеком должны стать вы.

— Что делать, если подросток не хочет ходить в школу?

— А кто бы хотел ходить в то место, где ему не интересно и где его ругают? Да, должны быть рамки поведения, не спорю. Но только рамки должен устанавливать человек, который находится на его стороне — человек, готовый услышать. Поэтому, если ребенка в школе ругают учителя, нужно туда прийти и сказать, что вы этого не позволите. Не нужно вставать на сторону большинства и поддакивать ему в том, что если ребенка не унизишь, то он потом на шею сядет. Запомните, ваш ребенок — это самый близкий человек, и вы должны его защищать, а не делать его жизнь хуже. Ведь это так здорово, когда дети могут попросить помощи, а мы в этот момент не будем их судить, а попробуем помочь. И потом, наши дети имеют право быть там, где им интересно. Но, к сожалению, ни дети, ни родители в том числе не могут ответить на вопрос: зачем нужна школа? А ведь школьники имеют право знать, зачем им каждый день ходить в школу, нередко по холоду и темноте.

— Зачем же, по‑вашему, нужна школа?

— Мне кажется, что в школу нужно ходить для того, чтобы устанавливать человеческие связи, чтобы кое‑что узнать о самом себе, чтобы понять, какие знания имеют отношение ко мне, моей реализации и моему развитию. И получить инструменты, с помощью которых можно жить. И родители должны объяснить это своим детям, чтобы сделать их жизнь более осознанной. Дети имеют право знать, что без книг прожить можно. Но при этом мы должны объяснить, что литература — как раз один из тех самых инструментов. Книги не дают богатства, но делают человека счастливее, и иногда — наоборот. Но не надо обманывать, что, если ребенок не будет читать, он никогда не вырастет настоящим человеком.

— Когда же им читать, если в руках практически постоянно планшет?

— Почему вы думаете, что планшет — это плохо? Наши родители пугали нас, что если мы будем долго смотреть телевизор, то у нас вытекут глаза. Не вытекли же. Так же и с планшетом. Мы боимся его, потому что не знаем, как именно он повлияет на ребенка.

«Для подростка крайне важно, чтобы хотя бы в одном человеке он был уверен. И этим человеком должны стать вы».

Возрастная категория материалов: 18+

Переходный возраст у разных людей начинается в разное время. У большинства девочек он наступает в 8-13 лет, у мальчиков в 9-14 лет. У мальчиков, как правило, пубертатный период наступает на 1-2 года позже, чем у девочек. Поэтому и получается, что в одном классе учатся мальчики с ещё детской внешностью и уже созревшие девушки.
Началом переходного возраста у мальчиков считается начало роста яичек, у девочек – начало роста груди, и у обоих – начинается рост волос в области половых органов. Эти изменения обусловлены гормонами. Гормонами называются химические вещества, которые организм производит в малом количестве в железах внутренней секреции: в яичниках, яичках, надпочечниках, гипофизе и т.д. Гормоны играют роль так называемых химических посредников, способствуя совместной работе разных частей тела. Гормоны разносятся кровью по всему телу, и у них есть вполне определённое действие на различные ткани тела.
За пару лет до появления видимых изменений переходного возраста в мозгу происходит выделение определённых гормонов, что, в свою очередь, запускает производство половых гормонов в половых органах. Под действием женских половых гормонов, или эстрогенов, у девочек начинается рост половых органов и груди, созревание яйцеклеток в яичниках и менструация. Под влиянием мужских половых гормонов, или андрогенов, у мальчиков начинается рост половых органов и созревание семенных клеток в яичках. Ещё до начала развития половых органов в надпочечниках как мальчиков, так и девочек начинается выработка мужских половых гормонов, под влиянием которых как у мальчиков, так и у девочек в подмышечных впадинах и в области половых органов начинают расти волосы и иногда ( как один из признаков раннего переходного возраста) появляется акне. Тестостерон вызывает сексуальное влечение, у мальчиков вместе с гипофизарным гормоном роста он влияет на рост тела и развитие мышечной массы.
Итак, у девочек развитие запускают как женские, так и мужские половые гормоны, у мальчиков за половое развитие, в основном, отвечают андрогены, хотя в мужском теле есть и женские половые гормоны, необходимые для развития скелета. Равновесие гормонов это точная система, которая превращает мальчика в мужчину, а девочку – в женщину, при этом в развитии мальчиков и девочек много схожего. Выработка и действие половых гормонов у мальчиков и девочек происходит одинаково, большинство изменений схожи или имеют такое же значение. Так, например, начало менструаций у девочек и начало семяизвержений у мальчиков означают, что организмы обоих начали производить половые клетки. Как у мальчиков, так и у девочек на теле появляется волосяной покров, хотя у мальчиков это более выражено. И ломка голоса, явно заметная у мальчиков, происходит у девочек тоже – это вызвано ростом голосовых связок, мышц и хрящей гортани, что характерно и для девочек и для мальчиков.
Гормоны в какой-то момент могут сделать подростка очень счастливым, а в следующий – грустным. Такие т.н. гормональные перепады совершенно естественны для подростков, как мальчиков, так и девочек. Те же гормоны, что вырабатываются в организме человека, можно производить и искусственно. Два искусственно выработанных гормона, эстроген и прогестерон, входят, например, в состав противозачаточных таблеток.

Читайте также:  Илья котляров юрист

Рисунок: «Сексуальное образование. II-III школьная ступень. Книга для учителя» (Таллинн, 2005)

  • подростки
  • биология
  • детская психология
  • книги о воспитании
  • книги про подростков
  • книги
  • психология подростка
  • переходный возраст

Был замечательный, послушный ребёнок, и тут — как подменили. Он стал подростком и превратился в монстра, отказывается слушать родителей и всем недоволен. Профессор психологии Лоуренс Стейнберг уверен: родителям по силам обратить минусы подросткового периода в плюсы. Как именно — он рассказывает в книге «Переходный возраст», которая на русском языке вышла в издательстве «МИФ». «Мел» публикует отрывок из книги.

Подверженность влиянию сверстников, неоправданная агрессия, рискованные поступки, появление вредных привычек — эти и другие проблемы переходного возраста знакомы многим родителям. Однако мало кто знает, в чем кроется причина. Объяснение даёт нейробиология. Оказывается, импульсивное поведение подростка связано с естественным развитием мозга в этот период жизни. Как же тогда действовать взрослым? Ведь нет смысла ругать ребёнка за то, что он не способен контролировать.

Важно понимать, какие области мозга наиболее пластичны в переходном возрасте. В этот период особенно активно развиваются лимбическая система, отвечающая за эмоции и ощущение удовольствия, и префронтальная кора, от которой зависит способность человека к проявлению самоконтроля.

И если область мозга, отвечающая за самоконтроль, у подростка ещё недостаточно окрепла, то лимбическая система под воздействием половых гормонов, напротив, очень активна. Именно из-за этого разрыва ребёнок постоянно ищет новых ощущений, совершает рискованные поступки и проявляет чрезмерную эмоциональность, не думая о последствиях.

У подростков лимбическая система и префронтальная кора головного мозга чрезвычайно восприимчивы к стимулированию, но в то же время очень уязвимы для негативного воздействия.

В подростковом возрасте умение контролировать себя во многом зависит от окружающей среды

Вот почему стресс, усталость или плохая компания может привести к катастрофе. Подобные условия ослабляют у тинейджера способность к саморегуляции. Это истинная причина, по которой подростки занимаются незащищенным сексом, прогуливают учёбу, нарушают закон, бросают работу и так далее. Они прекрасно понимают, чем чревато такое поведение, но им трудно сопротивляться желанию получить немедленное вознаграждение.

Кроме того, центр удовольствия, расположенный внутри лимбической системы, у подростков более восприимчив к воздействию алкоголя, никотина и кокаина. И это одна из причин, по которой тинейджеры особенно легко попадают в зависимость от таких веществ.

Ощущения кажутся особенно приятными в первой половине подросткового возраста (между началом пубертатного периода и 16 годами или около того). Поэтому дети всеми силами стремятся к тому, что несёт им положительные эмоции. Конечно, в любом возрасте человека влечёт к тому, что доставляет удовольствие, однако тинейджеры зачастую даже подвергают себя опасности ради получения потенциального вознаграждения.

Читайте также:  Как приготовить терафлю в домашних условиях

Что же делать родителям? Во-первых, необходимо оградить подростка от негативного влияния, которому человек так подвержен в этот период жизни. Во-вторых, нужно научить ребёнка эффективно и последовательно пользоваться «тормозной системой», отвечающей за саморегуляцию.

Как научить ребёнка самоконтролю

Психологам удалось выяснить, как поступают родители, у которых дети отличаются хорошим уровнем саморегуляции. Оказывается, если вы хотите развить у подростка эту способность, вам нужно делать всего три вещи: выражать свою любовь, проявлять строгость и оказывать поддержку, чтобы ребёнок поверил в себя.

Приведём научно обоснованные рекомендации, как помочь тинейджеру развить навык самоконтроля.

1. Не скрывайте свою любовь. Не скупитесь на ласку и чутко реагируйте на эмоциональные потребности ребёнка. Любовь родителей придаёт чувство уверенности и спокойствия, а это необходимо для развития саморегуляции. Помните: подросток должен воспринимать мир как безопасное и приятное место. Вот несколько конкретных правил вам в помощь.

  • Любви к ребёнку не бывает слишком много. Ему не повредит, если вы как можно чаще будете напоминать, что он источник вашей бесконечной радости.
  • Не стесняйтесь физических проявлений своей любви. Достаточно быстро поцеловать ребёнка, когда утром он уходит в школу, обнять, когда он вернулся из школы, потрепать по плечу, когда он склонился над столом, выполняя домашнюю работу. Такой контакт, каким бы мимолётным он ни был, укрепляет вашу взаимную эмоциональную привязанность.
  • Ребёнку нужно чувствовать, что дом — это то место, где он может укрыться от сложностей повседневной жизни. Создайте такую атмосферу, которая позволит подростку действительно расслабиться и забыть о своих проблемах. Снизьте для него уровень стресса. Постарайтесь сделать так, чтобы в семье не происходило эмоциональных ссор и споров.
  • Участвуйте в жизни своего ребёнка. Дети, чьи родители участвуют в школьной жизни ребёнка, лучше учатся. Те дети, с которыми родители просто разговаривают в свободное время, имеют хорошую самооценку, у них реже возникают психологические проблемы. Если родители знают друзей своего ребёнка, меньше шансов, что его втянут в опасные занятия и он попадёт в неприятности.

2. Проявляйте строгость. Человек учится саморегуляции благодаря тому, что сначала другие регулируют его поведение. Дети развивают навык самоконтроля, когда принимают правила, которые внушают им родители, и начинают выполнять их самостоятельно. Если с самого начала отсутствует внешний контроль, то и внутренний контроль не сформируется. Обязательно прислушайтесь к следующим рекомендациям.

  • Чётко формулируйте свои ожидания. То, что взрослому человеку кажется само собой разумеющимся, далеко не так очевидно тинейджеру. Недостаточно попросить 13-летнюю дочь навести порядок в комнате. Нужно объяснить, что она должна пропылесосить, вытереть пыль, прибраться на столе и сложить вещи в шкаф. Если возможно, называйте конкретные цифры, например, во сколько подросток обязан быть дома после уроков.
  • Объясняйте суть своих решений. Когда дети понимают логику, лежащую в основе установленного правила, им гораздо легче усвоить, как вести себя самостоятельно. Интересуйтесь у подростка, что он думает по поводу ваших ожиданий. Это покажет ему, что его мнение ценят.
  • Будьте последовательны. Если каждый день появляются новые правила или родители требуют определённого поведения лишь время от времени, то в безответственности ребёнка им можно винить только себя.
  • Будьте справедливы. Семейные правила должны соответствовать возрасту ребёнка. Меняйте их по мере взросления подростка, если прежние установки теряют свою актуальность.
  • Не наказывайте слишком сурово. Иногда без наказания не обойтись, но важно помнить, что ребёнок не научится контролировать свои эмоции и поведение, если родители унижают его, бьют или проявляют чрезмерное раздражение и гнев.

3. Оказывайте поддержку. Чтобы у ребёнка развилась способность управлять собой, контроль с вашей стороны должен постепенно уменьшаться. Предоставляйте подростку чуть больше свободы и автономности действий, чем он привык, — ровно столько, чтобы он ощутил вкус успеха, если все получится, но избежал бы серьёзных последствий, если что-то пойдёт не так. Следующие принципы помогут родителям оказать своим детям нужную поддержку.

  • Не ставьте невыполнимых задач. Ваши ожидания должны быть такими, чтобы подросток мог добиться успеха и почувствовать, насколько взрослым он стал. В случае неудачи не позволяйте ребёнку считать, что он провалился. Вместо этого обратите внимание на то, что он сделал правильно, и помогите ему понять, что можно сделать по-другому в следующий раз.
  • Хвалите ребёнка за его достижения, но акцентируйте внимание на усилиях, а не на результате. Правильная похвала помогает подростку выучить важный урок, насколько необходимо приложить усилия для достижения цели. Лучше сказать: «Ты отлично справился с подготовкой доклада», чем: «Ты такой умный».
  • Не будьте слишком навязчивы. Если пытаться держать под контролем каждую мелочь в жизни ребёнка и не давать ему возможности делать что-то самому, у него никогда не сформируется уверенность в собственных способностях. Правильное воспитание требует баланса между вовлечённостью и предоставлением самостоятельности.

Придерживайтесь всех трёх принципов воспитания, а не какого-то одного. Очевидно, что детям нужна любовь, но для ребёнка лучше, если родители при этом будут держать его в рамках, поддерживая в самостоятельных поступках, чем если они станут все ему позволять или чрезмерно контролировать его жизнь.

Ссылка на основную публикацию
Что делать если ребенок задыхается при ларингите
1. Не паниковать. 2. Вызвать скорую помощь. – с городского телефона набираем 03 – с мобильного: МТС – 030, Билайн...
Что делать если идет желчь изо рта
Горечь во рту является признаком неправильного функционирования ЖКТ. Этот симптом может свидетельствовать о застое желчи. Самым опасным вариантом является заболевание...
Что делать если из глаза идет гной у ребенка
Главная > Консультации > Детский врач > Коньюнктивит у ребенка: бежать к врачу или лечить самостоятельно? Очень часто у детей...
Что делать если ребенок истерит на улице
Мой ребенок совершенно неуправляемый , мне уже кажется, что и неадекватный. Сейчас ему 2,4, но бешеный он был всегда, так...
Adblock detector