Что такое дисграфия у детей 8 лет

Что такое дисграфия у детей 8 лет

Начало школьной жизни у каждого ребенка связано с множеством трудностей и переживаний. При этом у некоторых учеников обучение в младших классах может существенно усложняться наличием особенных проблем с письмом и чтением. И дело здесь не в лени, отсутствии сообразительности или нежелании учиться. Многие дети, несмотря на свое полноценное интеллектуальное развитие, при всем желании не могут овладеть этими навыками. В таком случае специалисты говорят об особенных расстройствах – дисграфии и дислексии.

Дисграфия и дислексия – что это?

Специфическое нарушение письменной речи называется дисграфией. Дети с данным расстройством испытывают серьезные сложности при написании букв и слов, делают значительное количество грамматических ошибок, не могут правильно отображать письменные знаки и символы. Как бы дисграфики ни старались, почерк у них остается неровным и неаккуратным, а задания выполняются медленно и с большим трудом. При отсутствии грамотного подхода к таким ученикам, в дальнейшем это может перерастать в психологические проблемы, развитие неуверенности в себе, замкнутости и депрессии.

Так как письмо и чтение являются взаимосвязанными составляющими одного психического процесса, крайне часто дисграфия сопровождается дислексией. Данная патология связана с невозможностью ребенка освоить навыки чтения. При наличии такого нарушения ученик пропускает или добавляет лишние буквы, начальные слоги или слова, искажает правильное звучание слов и читает крайне медленно.

Если дисграфия диагностируется практически у 25-30% младших школьников, то дислексия возникает примерно у 8-10% учеников. Расстройства могут возникать как парно, так и независимо друг от друга. Как правило, первые признаки нарушений проявляются в возрасте от 6 до 8 лет. Патологии нуждаются в грамотном вмешательстве логопеда-дефектолога, так как их бесконтрольное прогрессирование может сопровождаться головокружениями, головными болями, общим ухудшением физического и психологического состояния ребенка.

Почему возникают дисграфия и дислексия?

Несмотря на значительную работу, проделанную специалистами в изучении данного вопроса, на сегодняшний день достоверные причины развития дисграфии и дислексии остаются до конца не выясненными. Однако определенная информация все же имеется. Согласно утверждениям ученых, расстройства письменной речи и чтения могут возникать в результате:

  • наследственной и генетической предрасположенности;
  • неправильного развития головного мозга на различных этапах роста;
  • нарушения равновесия между мозговыми полушариями;
  • патологий, возникающих во время беременности или травм плода;
  • развития соматических заболеваний;
  • инфекций, влияющих на состояние нервной системы;
  • наличия функциональных нарушения слуха или зрения;
  • недостаточной работы над интеллектуальным развитием малыша;
  • наличия речевых дефектов, неправильного произношения звуков и слов;
  • малого количества речевых контактов;
  • неправильно сформированных навыков зрительного анализа;
  • слишком раннего обучения навыкам письма и чтения при отсутствии психологической готовности к этому малыша;
  • завышенных требований по отношению к ребенку, неправильного темпа и методик обучения.

Кто входит в группу риска развития дисграфии и дислексии?

Возможность развития данных патологий существенно выше у тех детей, которые:

  • не четко произносят звуки, вяло артикулируют;
  • имеют общее недоразвитие речи и не посещали при этом логопедические занятия;
  • пишут левой рукой или же пишут правой после того, как их переучили;
  • растут в семьях, в которых разговаривают на разных языках;
  • слишком рано начинают учиться писать и читать;
  • пошли в школу раньше времени и сразу же приступили к изучению иностранного языка;
  • имеют синдром дефицита внимания, гиперактивность или задержки в психическом развитии.

Как помочь ребенку с дисграфией или дислексией?

Самостоятельно родители не смогут справиться с данной проблемой. В таких ситуациях необходимо обращаться к квалифицированному логопеду-дефектологу. Расстройства корректируются, но эффект от работы со специалистом в значительной мере будет зависеть от своевременности обнаружения проблемы. При правильном подходе, ребенок, у которого выявлены такие дефекты еще до начала школьного обучения, в 80-85% случаев достигает нормы. При обнаружении дисграфии или дислексии в 1-2 классах, успех виден у 70% учеников. Если родители обратились к специалисту, когда школьник уже закончил начальные классы, лишь в 35-40% случаев специалисту удается нормализовать навыки чтения и письма. В остальных случаях для достижения нормы необходимы продолжительные курсы занятий.

Ключевая цель занятий с логопедом – это усвоение ребенком информации о том, как правильно произносятся звуки и каким образом отображаются в письменном виде. Для этого используются разноплановые речевые игры, а также применяется система наглядной визуализации.

При этом крайне важно тесное сотрудничество логопеда и родителей. Недостатки, вызванные дисграфией и дислексией, должны устраняться не только на логопедических занятиях, но и дома. Только комплексная работа над их исправлением позволит достичь положительных результатов.

  • > Главная
  • > Наши занятия
    • > «Счастливый малыш» (1-2 года)
    • > «Школа юных эрудитов» (для ребят 3 — 5 лет)
    • > Современные танцы
    • > Изостудия
    • > Логопед
    • > Скорочтение
    • > Красивый почерк
    • > Группа неполного дня
    • > Психологическая диагностика и коррекция
    • > Лего для малышей 2-4 лет
  • > Наш коллектив
    • > Жукова Лидия Станиславовна
    • > Кондратенко Анна Сергеевна
    • > Марусова Галина Николаевна
  • > Методики
    • > Методики Дьенеша
    • > Методики Зайцева
    • > Методики Кюизенера
    • > Развивающие игры Никитина
    • > Learning Breakthrough
    • > Песочная терапия
  • > Статьи
    • > Список для чтения 7-10 лет
    • > Литература по воспитанию детей
    • > Гиперактивный ребенок
    • > Нормы развития речи ребенка
    • > День, когда я перестала торопить ребенка
    • > Заметить хорошее
    • > Как мы программируем детей
    • > О приучении ребенка к самостоятельному засыпанию
    • > Пальчиковые игры для самых маленьких
    • > 10 развивающих игр для детей от 6 до 24 месяцев
    • > 8 полезных идей
    • > Кризис трех лет
    • > Кинезеологические упражнения
    • > 9 упражнений для улучшения техники чтения
    • > Опросник для определения склонностей
    • > Дисграфия. Пути помощи.
    • > Построение контакта с аутичным ребенком
  • > Новости
  • > Праздники
    • > Баба Яга и Фея
    • > День рождения со Смурфами
    • > Морская вечеринка Немо, Дори
    • > Маша и Миша
    • > Индейцы
    • > Новогодние ёлки
    • > Пиратский день рождения
    • > Панда
    • > Опыты и фокусы
    • > Патруль
    • > Сказки
    • > Алиса в Стране чудес
    • > Птицы
    • > Клоуны
    • > Вампиры и монстры
    • > Звездные войны
    • > Пони
    • > Тачки
    • > Игры для старших
    • > Рыцари и принцессы
    • > Белоснежка
    • > Динозавры
    • > Гадкий Я
    • > Микки-Маус
    • > Кошачья вечеринка
    • > Винни-Пух
    • > Майнкрафт
    • > Свинка
    • > Леди Баг и черный Кот
    • > Детский квест
    • > Алладин и Жасмин
    • > Эльза
    • > Изумрудный город
    • > Хэллоуин
    • > Бумажное шоу
    • > Поролоновое шоу
    • > Моделирование из шаров, шар-сюрприз
  • > Напишите нам
  • > Наш адрес
  • > Список для чтения 7-10 лет
  • > Литература по воспитанию детей
  • > Гиперактивный ребенок
  • > Нормы развития речи ребенка
  • > День, когда я перестала торопить ребенка
  • > Заметить хорошее
  • > Как мы программируем детей
  • > О приучении ребенка к самостоятельному засыпанию
  • > Пальчиковые игры для самых маленьких
  • > 10 развивающих игр для детей от 6 до 24 месяцев
  • > 8 полезных идей
  • > Кризис трех лет
  • > Кинезеологические упражнения
  • > 9 упражнений для улучшения техники чтения
  • > Опросник для определения склонностей
  • > Дисграфия. Пути помощи.
  • > Построение контакта с аутичным ребенком
Читайте также:  Пневмония лабораторные показатели

Дисграфия! Как помочь ребенку?

У каждого ребенка наступает момент, когда он начинает учиться читать и писать, ходить в школу. И случается, что умненький малыш, обладающий прекрасной памятью и знающий десятки стихов наизусть, вдруг начинает не усваивать письмо. Точнее сказать, вроде усваивает: знает правила, буквы, умеет читать, но пишет все равно с ошибками. Подчас, очень странными…

Многие родители делают вывод, что все проблемы связаны с нежеланием ребенка учиться. Ругают его. Заставляют раз за разом переписывать письменные работы. Одноклассники смеются над ним, а учителя ставят плохие оценки.

Опасно!

Столкнувшись с таким отношением, дети могут замкнуться в себе, потерять интерес к учебе, прогуливать уроки; занятия письмом и чтением не доставляют им удовольствия. Повышается тревожность, ребенку сложно справиться с проблемой самостоятельно.

Проходит первый класс, потом второй… А проблема не только не решается, но и стремительно возрастает. И вот, наконец, кто-то рекомендует отвести ребенка на консультацию к логопеду. И тогда родители впервые слышат о такой штуке, как дисграфия.

Что такое дисграфия?

Дисграфия – это нарушение процесса письма, при котором заменяются или пропускаются буквы, слоги, слова; нарушение слитности и раздельности написания слов и т.д.

Проще говоря, ребенок делает повторяющиеся ошибки на письме, часто непонятные, которые возможно устранить только с помощью специальной коррекционной работы с логопедом.

А устранять их нужно обязательно, ведь эти нарушения являются серьезным препятствием для овладения детьми грамоты и грамматики языка!

Статистика

К сожалению, статистика не в нашу пользу. Сегодня нарушение письменной речи, а именно дисграфия, встречается в 15% всех случаев у школьников начальных классов и в 10% — у учеников средней школы. Специалисты связывают такую тенденцию с тем, что многие дети, идущие в школу, уже имеют или фонетико-фонематическое нарушение, или общее недоразвитие речи. Подобные нарушения не позволяют ребенку овладеть грамотой в полной мере.

Важный момент! Дисграфию легче предупредить, чем потом исправлять! Поэтому так важно пройти консультацию логопеда еще до того, как ребенок начинает учиться читать и писать.

Но что делать, если проблема уже на лицо. Или точнее сказать, на бумаге.

Как понять есть ли у ребенка дисграфия?

По каким признакам можно догадаться, что у ребёнка дисграфия? Прежде всего, — это допуск на письме ошибок, не связанных с нарушением грамматических правил. Более того, эти ошибки случаются в совершенно «спокойных» словах, написание которых не допускает двусмысленности

Вместо «дом» пишет «том»,

вместо «для» пишет «дял»,

вместо «кот» — «кто»,

вместо «пришёл» — «присёл»,

«белка» превращается в «блка» и т.д.

Ребёнок может не дописывать слова, вставлять лишние буквы или пропускать их.

Вместо «на дворе» ребенок напишет «надворе», при этом на вопрос «как пишутся предлоги со словами», он ответит «раздельно». Потому что знает правила, но применить его на практике не может.

Помочь ребенку смогут только специальные упражнения и уверенность в себе.

Почерк

Чаще всего у детей с дисграфией очень плохой почерк — мелкий или, наоборот, очень крупный, неразборчивый. Ребёнку тяжело соблюдать строку, слова заезжают на поля, друг на друга, сползают со строки или, напротив, появляются гораздо выше строки. Также в процессе написания слов могут потеряться окончания. Могут писать зеркально, переворачивая буквы, могут не дописывать отдельные элементы буквы или добавлять лишние.

Когда ребёнок только учится писать, конечно, он еще может делать подобные «странные» ошибки, но они быстро проходят. А дисграфик очень медленно осваивает грамотное письмо. Со стороны кажется, что ему некомфортно писать, он не любит это делать. И это действительно так. Часто школьнику кажется страшным сам объём того, что надо выучить, прочитать, написать. А когда за неудачи ещё и ругают, то руки совсем опускаются.

Читайте также:  Диф диагноз хронического гепатита с

Почему важно обратиться за помощью к специалисту?

Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения.

Диагностика дисграфии включает анализ письменных работ, обследование устной и письменной речи по специальной методике.

Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций.

Итак, если вам сообщают, что у вашего ребенка дисграфия, важно сразу же приступать к ее коррекции. Это процесс длительный, и времени терять нельзя. Ее лечением занимаются два специалиста: психоневролог и логопед.

Врач обследует ребенка на предмет других нарушений и развития соответствующих отделов головного мозга и назначает лекарственные препараты для улучшения питания и работы нейронов.

Логопед занимается развитием отделов мозга, отвечающих за письменную и устную речь, логическое мышление, учит ребенка правильно произносить и различать звуки. Помимо этого, программу коррекции дисграфии входит:

тренировка фонематического слуха,

анализ звукобуквенного состава;

упражнения для развития мелкой моторики, межполушарных связей и т.д.

Кроме этого, логопед определит, с каким из пяти типов дисграфии столкнулись именно вы. Это нужно для того, чтобы составить индивидуальный план занятий, продумать упражнения, расставить акценты и приоритеты в работе именно с вашим ребенком.

Какой бывает дисграфия?

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки — могут возникнуть проблемы с письмом.

Например, ребёнок заменяет в устной речи «р» на «л». И пишет вместо «Рама» — «Лама», «Стол» — «Штол». Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе пропускать. Например, написать «туба» вместо «тРуба».

2. Акустическая форма дисграфии

Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.

«лУбит» вместо «лЮбит», «пиСмо» вместо «пиСЬмо».

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки, например, «ЛетАм пАреке» вместо «летОм пО реке». Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, «крабочки» — крабовые палочки.

4. Аграмматическая дисграфия

Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов («Миша плакала», «большая окно»).

5. Оптическая дисграфия

Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это палочки, кружочки, крючочки. При неправильном зрительном восприятии различия между символами стираются, в следствии чего ребенок не может различать и записывать буквы. Отсюда появляются лишняя палочка у п , либо отсутствие крючка у буквы щ.

Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Почему важно внимательно отнестись к проблеме дисграфии?

Наличие дисграфии у детей приводит к достаточно печальным последствиям:

дети не смогут в полной мере освоить программы по русскому языку, чтению и литературе;

большая часть дисграфий тесно связана с проблемами в усвоении математики (выражается в виде перестановки цифр в числе, непонимании различий между «больше на…» и «больше в…», неусвоении классов числа);

трудности в обучении приводят к информационной блокаде и, как следствие, к вторичному интеллектуальному отставанию;

психологические проблемы (повышенная тревожность, нервная истощаемость, заниженная самооценка)

асоциальное поведение — 80% правонарушителей подросткового возраста имеют дисграфию.

Дети страдающие дисграфией, нуждаются в специальной коррекционной помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными педагогическими методами.

Что важно помнить?

Дисграфия у детей — небольшое отклонение, которое вполне можно корректировать. Для ее предупреждения необходимо проводить специальные занятия с малышом с раннего возраста. Развивать его сенсорные функции, ВПФ, пространственное представление, графомоторные навыки, что способствует лучшему овладению процессами правильного чтения и письма.

Чтобы лечение дисграфии у учеников начальной школы было успешным, нужно вовремя корректировать все проблемы с устной речью и стремиться к ее правильному развитию.

Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа сразу нескольких специалистов: логопеда, педагога, невролога, а также ребенка и его родителей. Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения, дети с дисграфией должны получать необходимую дополнительную логопедическую помощь.

В идеале процесс коррекции не должен прерываться, поэтому вне занятий с ребенком обязательно должны работать родители.

Рекомендации для родителей:

— не ругайте и не наказывайте детей;
— не заставляйте десятки раз переписывать работу заново;
— не торопите, не упрекайте, не злитесь;
— поощряйте за успехи;

Читайте также:  Беби калм с какого возраста

— больше времени проводите с ребенком;
— свежий воздух и физические упражнения обязательны;
— тренируйте зрительно-моторную координацию: лепите вместе с ребенком, рисуйте.

— развивайте мелкую моторику;

— выполняйте артикуляционную гимнастику;

— при необходимости помогите ребенку справиться с заданием, но ничего за него не делайте.

Помните!

При обнаружении проблемы (или только подозрении на дисграфию) важно незамедлительно обратиться к специалисту!

Правильный подход к развитию ребенка, терпение и настойчивость родителей при выполнении всех логопедических заданий, консультация со специалистом и профилактика нарушений обязательно помогут ребенку освоить навыки правильного письма и победить злодейку-дисграфию!

Ошибка тут. Ошибка там. Да везде эти ошибки у ваших детей. Но виноваты ли они в этом? Надо ли их ругать за лень или нежелание зубрежкой заниматься в плане правил? Ведь у них может быть дисграфия.

Что это такое? Своего рода недостаток, страдают которым около до 20% школьников. Что надо делать нам, взрослым? Разумеется, срочно выяснить – что происходит, почему у ребенка этот недуг, помочь, конечно, избавиться от него.

Что такое дисграфия

Говоря языком специалистов, мы имеем дело со стойким нарушением письма. Причем это никак не вызвано задержкой интеллектуального развития. Увы, тут дело в расстройствах ряда психических функций, включая стороны речи, которые еще не сформировались не по вине детей. Речь о лексике, грамматике, фонетике и фонематике.

Когда можно четко говорить, что у ребенка именно дисграфия?

  1. Когда он пишет и все время путается с написанием некоторых букв. Скажем, пишет не губка, а гупка, и так далее. Та же ситуация с «п» и «б».
  2. Если ошибки дети допускают в тех словах, которые нельзя просто написать неправильно.
  3. Когда пропускает буквы, целые слоги, или меняет их местами. Путаясь с окончаниями и пр.

Что делать? Если вы поняли, что это дисграфия, то постарайтесь подтянуть орфографию. Но для лечения недуга нужен только специалист.

Сколько видов дисграфии существует

Их пять. И различаются они зависимо от того, какое нарушение письма наблюдается. Итак, виды.

  • Артикуляторно-акустический: его суть в неверном произношении ребенком букв, скажем – р или л. И эти ошибки переходят на письмо. Ведь дети не могут произнести букву как положено, меняя на другую, пропуская ее. Так, в слове арбуз, они скажут албуз или абуз.
  • Акустический: проявляется в путанице, когда дети произносят похожие звуки. Чаще проблема возникает при произношении какого-то звука из нескольких пар: б и п, в и ф, с-ш и т.д.
  • Страдающие нарушением языкового анализа и синтеза смешивают в слове слоги из других слов (так, на не домашние игрушки говорят, скажем, а домашки), пишут приставку отдельно («раз махнуться», а предлог вместе – «накрыше»), или не дописывают окончаний.
  • Четвертый тип дисграфии как аграматический, присущ для детой, которые не понимают основ грамматики. Скажем, пишут и говорят, не согласуя ни в роде, ни в числе слова (старый бабушка, Петя убежала и пр.).
  • И последний вид – оптический. Дети, имея этот недуг, не могут написать отдельные буквы. Например, не туда пишут «кружочки» буквы «а» или «в», и так далее.

А еще специалисты говорят о смешанных формах дисграфии.

Почему у детей появляется дисграфия

Как это ни странно, но отклонение обязано своему появлению:

  1. патологической беременности,
  2. последствиям родовых травм,
  3. после перенесения мамой инфекций,
  4. истощению нервной системы и так далее.

Кстати, отклонение диагностируется часто-густо у леворуких деток и тех, кого родители рано заставляют познавать азы письма.

Что надо знать

Ни в коем случае проблему нельзя замалчивать, отодвигая в дальний ящик. Ведь дети, страдая от нее, и процесс чтения и письма не могут освоить, и бесконечно нервничают из-за этого и из-за насмешек со стороны учеников и преподавателей.

Надо помнить, что недуг исцелить можно, если своевременно и грамотно откорректировать ситуацию. Потому так важно как можно раньше заняться этим. Если вы рано начали с дошкольником заниматься, то успех возможен вплоть до 90%!

Посетите логопеда, психоневролога. Они подскажут, что конкретно делать для устранения нарушений. Хорошо бы нанять репетитора.

Помните, что в этом деле важна систематичность и занятий, и процедур. Дисграфия – это следствие каких-то нарушений или даже заболеваний. Вот когда врач выяснит, что к чему да от чего, тогда и назначит терапию основной болезни, включая медикаменты.

Советы

Пока суд да дело, поделайте упражнения с ребенком. Например, зачеркивайте несложные для него буквы и слова в книге. Или проговаривайте письмо – он пишет что-то, и проговаривает вслух. Особенно обратите внимание на проблемные звуки в конце слов!

Ну и пишите карандашом коротенькие диктанты – вынесите ошибки на поля, а ребенок пусть сотрет неправильное, написав правильно.

Ссылка на основную публикацию
Что такое аневризма сосудов головного мозга симптомы
Аневризма – это различное по форме и протяженности локальное расширение сосуда головного мозга. Основными причинами возникновения аневризм сосудов мозга принято...
Что происходит во время семяизвержения
Физиологические особенности мужского и женского тела начинают людей интересовать примерно с 13 лет. Некоторые особенности и отличия изучают в старших...
Что происходит когда закладывает уши
Различают немало причин, по которым закладывает уши, от самых банальных вроде движения в транспорте или высмаркивания до наличия серьёзных заболеваний...
Что такое антиоксиданты и для чего они нужны в организме человека
Мало выучить модное сейчас слово «антиоксиданты». Еще неплохо понимать, что это за вещества и какая от них польза. А она...
Adblock detector