Фрустрирование

Фрустрирование

Фрустрацией называют вполне знакомое всем чувство неудовлетворенности при невозможности достижения цели, удовлетворения актуальной потребности. Это эмоциональное состояние, проявляющееся сразу несколькими эмоциями: от гнева и злости до печали и тревоги, вины, досады. Главная опасность состояния фрустрации – деструктивное поведение (уход от реальности, вредные привычки и зависимости, асоциальное поведение).

Что такое фрустрация

Дословно фрустрация переводится как «обман, ложное ожидание». Это негативное состояние, вызванное невозможностью удовлетворения актуальных потребностей. Переживание и поведение человека определено и вызвано трудностями, которые он не может преодолеть на пути к цели или в процессе решения задач.

Проявления фрустрации носят индивидуальный характер. В число самых популярных реакций входят:

  • разочарование,
  • обида,
  • досада,
  • раздражение,
  • негодование,
  • отчаяние.

Ситуации, вызывающие состояние фрустрации, называют фрустрационными. Препятствия, затрудняющие достижение цели и вызывающие состояние фрустрации, называют фрустраторами или фрустрационными воздействиями. Эффект, который испытывает личность, пытаясь адаптироваться к фрустрационным условиям, принято называть фрустрационной напряженностью. Чем выше напряженность, тем сильнее активируются функции нейрогуморальной системы. Таким образом, чем больше напряжение (личности сложно адаптироваться), тем на больших мощностях работают психофизиологические резервы организма. Он постепенно истощается.

Теории фрустрации

Вопрос фрустрации до сих пор изучен не до конца. Предлагаю ознакомиться с наиболее популярными теориями, называющими основную защитную реакцию, сопровождающую фрустрацию.

Фрустрация – агрессия

Теория Д. Долларда. Согласно автору, если человек проявляет агрессию, то можно предположить о его фрустрации. Чем сильнее стремление к недостижимой цели, тем сильнее агрессия. Фрустрация тем сильнее, чем чаще повторяется и чем ниже толерантность к ней.

Фрустрация – регрессия

Теория К. Левина, Р. Баркера и Т. Дембо. Основной защитный механизм – регрессия, то есть личность воспроизводит ранее усвоенные модели поведения (откат к предшествующим возрастным периодам). Часто этот механизм сочетается с другими.

Фрустрация – фиксация

Теория Н. Майера. Активность человека теряет цель. Поведение становится бесцельным и повторяющимся. То есть человек фиксирует внимание на чем-то узком и не относящемся к цели, зацикливается на не относящихся к фрустрации вещах.

Виды фрустрирующих ситуаций

С. Розенцвейг выделил 3 типа фрустрирующих ситуаций: привационные, депривационные и конфликтные:

  1. Привационные ситуации предполагают невозможность овладения объектом потребности.
  2. Депривационные предполагают утрату объекта потребности.
  3. Конфликтные ситуации подразумевают влияние фрустраторов в виде внешних или внутренних конфликтов.

Причины фрустрации

Состояние фрустрации вызывают препятствия, мешающие активности, необходимой для достижения цели. Речь идет о запретах, физических и моральных препятствиях, противоречиях. Препятствия бывают:

  • физическими (арест);
  • биологическими (старение, болезнь);
  • психологическими (страх, недостаток знаний);
  • социально-культурными (нормы, табу общества).

Сильная мотивация достигнуть цели и весомые препятствия на пути – два главных условия фрустрации. В итоге человек либо активизирует все силы и ищет альтернативные пути достижения этой цели (не всегда рациональные, часто импульсивные), либо отказывается от цели (достигает ее частично или извращенным путем).

Самый простой и часто встречаемый вариант – аддиктивное (зависимое) поведение, но это неправильное реагирование. Аддиктивное поведение в ответ на фрустрацию может быть вариантом научения (родители подавали личный пример), компенсаторного поведения, неадекватной психологической защиты.

Факторы фрустрации

Среди негативных факторов, способных вызвать фрустрацию, принято выделять внешние и внутренние. К внешним факторам относятся:

  • межличностные конфликты, в том числе переходящие во внутриличностные (противоречие личного и социального);
  • неправильные условия воспитания или разрушающий стиль воспитания (предвестник конфликтов на почве дисгармонии личностных и общественных ценностей и ориентаций);
  • неудовлетворенность собой в работе или других сферах (неудовлетворенная потребность в самоактуализации, вызванная ощущением неполного раскрытия личностного потенциала или осознанием неверно выбранного пути).

Среди внутренних причин фрустрации значатся разного рода внутренние конфликты:

  • Наличие двух желанных целей, то есть человек выбирает между двумя положительными событиями. Но достичь одновременно он их не может. Какую бы потребность человек ни выбрал, он окажется в выигрыше и в состоянии легкой фрустрации одновременно.
  • Выбор наименьшего зла, то есть выбор из двух негативных ситуаций. Такой конфликт вызывает самую сильную фрустрацию, ведь человек в любом случае окажется в проигрыше. Нередко личность пытается избежать принятия решения, уходит от реальности. При невозможности бегства проявляет агрессию и гнев.
  • Выбор между положительной и отрицательной целью. Самый частый конфликт, так называемая борьба добра и зла (светлой и темной стороны души). Вызывает фрустрацию средней силы.

Предпосылки фрустрации

Фрустрация не наступает сразу, ей предшествуют несколько характерных этапов, благодаря которым можно заподозрить и предотвратить состояние фрустрации:

  • накопление неудовлетворения в результате повторяющихся неудач;
  • глубина неудовлетворения (зависит от выраженности потребности и частоты неудач);
  • эмоциональная возбудимость как индивидуально-личностная особенность (чем выраженнее, тем быстрее возникает фрустрация);
  • уровень притязаний и привычка к успеху (у людей с высокими требованиями и привыкших к успеху фрустрацию может вызвать даже незначительное препятствие);
  • этап, на котором появилось препятствие (если трудности возникают у самого финала деятельности, около цели, то фрустрация сильнее).

Фрустрационные эмоции (структура фрустрации)

Эмоции, которыми чаще всего сопровождается фрустрация, не всегда оценивают по достоинству. А ведь именно проявившиеся эмоции можно считать симптомами, признаками, указывающими на истинную причину фрустрации.

  • Обида. Возникает при ущемлении чувства достоинства человека, незаслуженном (по мнению личности) унижении. Например, при упреках, оскорблении, обмане, некорректных замечаниях и обвинениях. Обида может долго храниться в подсознании человека, истощая его. Или же заставлять сознательно разрабатывать план мести, проявлять агрессию.
  • Разочарование. Возникает в случае несбывшихся ожиданий. Это неудовлетворенность и неудовольствие из-за несбывшегося обещанного или ожидаемого события. Чем больше было обещано или чем сильнее и желаннее было ожидание, тем сильнее разочарование человека.
  • Досада. Это сожаление с привкусом злости, вызванное собственной неудачей или неудачей знакомых, значимой группы (например, футбольной команды).
  • Гнев. Негодование, возмущение, злость из-за собственного бессилия перед возникшими на пути препятствиями.
  • Ярость. Поведение, исполненное агрессии. Ярость бывает благородной (войны), конструктивной (дебаты), деструктивной (насилие, бессмысленная жестокость).
  • Печаль. Утрата чего-либо или кого-либо. Ощущение одиночества при утрате перспектив достижения цели или общения с человеком. Речь идет о чем угодно, личностно значимом.
  • Уныние. Состоит из чувства безысходности от невозможности достигнуть цели, скуки и печали, потери интереса ко всему происходящему. Унынием сопровождается осознание перспективы неблагоприятного исхода нынешнего процесса. Если же процесс уже закончился и прогноз подтвердился (человек потерпел неудачу), то возникает ощущение безнадеги, которое сопровождается другими эмоциями (разочарование, печаль, горе, отчаяние).

Таким образом, фрустрация – реакция на жизненные трудности, мешающие достижению желаемой цели. Она находит отражение в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сфере.

Этапы фрустрации

Фрустрация проявляется в несколько этапов. Для каждого из них характерны свои особенности поведения личности:

  1. На первом этапе поведение организовано и мотивосообразное.
  2. Человек начинает утрачивать самоконтроль. Произвольность слабеет, но еще не пропадает совсем. Теплится надежда на разрешение ситуации. Поведение мотивосообразное, но не целенаправленное (неорганизованное).
  3. На третьем этапе полностью утрачивается связь мотива и поведения. Отдельные действия еще наделены целью, но она не связана с первым мотивом (поведение не для чего-то, а вследствие чего-то).
  4. Четвертый этап характеризуется полной утратой самоконтроля. Личность даже не осознает бессмысленность, дезорганизованность и немотивированность собственного поведения.
Читайте также:  Превенар куда ставят детям

Реакция на фрустрацию

Американский психолог и психотерапевт Саул Розенцвейг выделил 3 типа реагирования на фрустрацию:

  1. Экстрапунитивная (встречается в 50 % случаев). В человеке просыпается внутренний «подстрекатель», который побуждает искать виноватых во внешнем мире (люди и обстоятельства). В результате у личности возникает цель достигнуть желаемого любой ценой. Эмоциональный фон отличается упрямством, злостью, агрессией, досадой. Поведение становится ригидным, преобладают примитивные и ранее усвоенные формы поведения, например, детские капризы.
  2. Интрапунитивная (встречается в 27 % случаев). Человека сопровождает чувство вины, он обвиняет самого себя. Заканчивается это аутоагрессией (агрессия, направленная на самого себя). Эмоциональный фон и поведение отличается замкнутостью, тревожностью, молчаливостью. Человек возвращается к примитивным формам, снижает уровень притязаний, ограничивает себя в активности и удовлетворении желаемых потребностей («Ты даже этого не смог добиться, ты вообще ничего не заслуживаешь»).
  3. Импунитивная (встречается в 23 % случаев). Человек не винит никого, он принимает случившееся. При этом понимает, что все решаемо, это лишь вопрос времени и сил. Неудачи неизбежны, но их можно и нужно преодолеть.

В ходе изучения феномена фрустрации были выявлены некоторые особенности реагирования в зависимости от пола и особенностей нервной системы:

  • Мужчины чаще реагируют экстрапунитивно, а женщины интрапунитивно.
  • Люди с сильным типом нервной системы реагируют экстрапунитивно, люди со слабым темпераментом – интрапунитивно.
  • Люди с высоким уровнем интеллекта чаще реагируют импунитивно и интрапунитивно.
  • Экстраверты, эмоциональные и тревожные личности реагируют экстрапунитивно, интроверты со средним уровнем тревожности реагируют интрапунитивно, интроверты с высоким уровнем тревожности – тоже интрапунитивно, но не всегда.

Таким образом, можно выделить следующие виды реагирования на фрустрацию:

  • чрезмерная, хаотичная и бесцельная активность (возбуждение);
  • апатия (безделье, пассивность);
  • агрессия и деструкция (самая частая реакция);
  • стереотипное поведение;
  • механизмы защиты.

Защитные механизмы бывают:

  • адекватными и неадекватными (продуктивные и деструктивные для личности, ее развития);
  • прямыми и косвенными (на фрустрационную ситуацию и ее объекты или на объекты, выходящие за пределы ситуации);
  • защитными и персеверативными (помогают личности достичь целостности или стереотипные действия, не приводящие к успеху);
  • специфическими и неспецифическими (защитные или персеверативные реакции, соответствующие ситуации или реакции обобщенного характера, например, усталость).

Популярные механизмы защиты

Среди механизмов психологической защиты при фрустрации чаще всего используется отступление, агрессия, компромисс и замещение. Предлагаю рассмотреть подробнее формы каждого из них.

Отступление

Отступление имеет разные формы:

  1. Самый популярный вариант представить с помощью воображения достижение цели. В своем воображении человек достойно преодолевает все преграды, что сглаживает негативные переживания в реальной жизни. Иногда может происходить бессознательно, выражаясь снами.
  2. Еще один популярный вариант отступления – номадизм. Чаще всего речь идет о переезде из одного города в другой, частой смене места локации. Реже – другие внешние изменения, не решающие внутренних проблем.
  3. Регрессия. Человек возвращается к детскому поведению. Это может продолжаться до тех пор, пока такие реакции не войдут в непримиримое противоречие с реальностью.
  4. Вытеснение. Человек со временем действительно забывает неприятные события, эмоции.
  5. Избегание. Человек как может и сколько может избегает трудных ситуаций, ответственных заданий, конфликтов.

Агрессия

Агрессия дает о себе знать во всех формах и видах. Личностью овладевает потребность устранить напряжение, вызванное определенными условиями. В итоге поведение становится направлено:

  • на наказание обидчика;
  • устранение его из жизни личности;
  • унижение обидчика или причинение ему вреда;
  • сохранение любым способом чувства собственного достоинства.

Реакция агрессии включает месть (в том числе неадекватную, например, причинение вреда близким людям объекта мести), аффективное поведение (обидчивость, негативизм, упрямство, эмоциональная неустойчивость), жалобу (поиск сопереживания и поддержки в конфликтной ситуации). В редких случаях агрессия принимает внутреннюю направленность. Тогда отмечается чрезмерная самокритика, самоунижение, аддиктивное поведение, суицидальные наклонности.

Выбор формы агрессии (вербальная или физическая, прямая или косвенная) зависит от опыта личности, воспитания, внешних условий. При определенных обстоятельствах человек способен контролировать агрессию и перевести ее хотя бы в косвенную.

Чаще всего отмечается вариант косвенной агрессии с замещением объекта. Проще говоря, фрустрированная личность находит «козла отпущения». Второй по популярности вариант – самоутверждение за счет неудач других людей, самооправдание путем сравнения с теми, у кого жизнь сложилась еще хуже.

Компромисс и замещение

Под этим подразумевается формирование противоположных реакций желаемым потребностям. Например, так появляются нравоучители и моралисты, борцы за нравственность. На самом деле это реакция на невозможность самим следовать тому поведению, которое они из-за этой невозможности порицают.

Второй вариант замещения – проекция, которая проявляется подозрительностью. Человек приписывает другим людям те качества и особенности поведения, которым не может, но хочет следовать.

К компромиссным формам также относится сублимация, рационализация. Подробнее об этом читайте в статье «Механизмы психологической защиты личности».

Преодоление фрустрации

  1. Чтобы адекватно пережить состояние фрустрации, нужно особое внимание уделить ему вначале, когда фрустрация только-только стала заметна. Именно в этот момент человек совершает необдуманные, хаотичные, бессмысленные поступки – как направленные на достижение первичной цели, так и далекие от нее. Главное, пережить агрессию и депрессию, унять эти настроения в себе. Для этого подойдут техники саморегуляции.
  2. Второй шаг – замена первичной цели на альтернативную, но более доступную. Или рассмотрение причин неудачи и составление плана по их преодолению. Лучше сначала провести анализ ситуации. Если выясняется, что преодолеть трудность действительно нельзя (слишком много объективных факторов, не зависящих от личности), то рекомендуется выбрать другую цель или отсрочить достижение прежней, если внешние условия могут измениться со временем.

Состояние фрустрации заставляет чувствовать себя неполноценным. В ответ на это человек, как правило, реагирует защитными механизмами или чрезмерной активностью (гиперкомпенсация). Возможен и третий вариант – сознательное преодоление травмирующей ситуации.

Особенности фрустрационного поведения описываются через мотивосообразность и организованность. Первый фактор предполагает осмысленную и перспективную связь поведения и мотива (потребности), провоцирующего фрустрацию. Организованность поведения предполагает наделение его хоть какой-то целью, не обязательно ведущей к удовлетворению первичного мотива, вызвавшего фрустрационную ситуацию. Сочетание этих параметров и обуславливает характер поведения. Например, оно может быть мотивосообразным и организованным или мотивосообразным, но не организованным и так далее.

​​​​​​​Что такое фрустрация? Подобно «агрессии» слово «фрустрация» имеет множество различных значений. Даже среди психологов нет единого мнения по поводу того, что такое фрустрация; некоторые из них, говоря о фрустрации, имеют в виду внешний барьер, препятствующий достижению цели, в то время как другие обозначают этим термином внутреннюю эмоциональную реакцию, обусловленную тем или иным ограничением или препятствием на пути к цели (так, мы говорим, что «чувствуем себя фрустрированными»), Доллард и его сотрудники употребляли этот термин в первом из указанных значений. Можно сказать, что они описывали фрустрацию как внешнее условие, препятствующее индивиду в получении ожидаемых им удовольствий.

Читайте также:  Как протекает острый бронхит

С этой точки зрения фрустрацию не следует приравнивать к простому отсутствию вознаграждения. Желаемый результат должен ожидаться. Ограничения не обязательно должны быть фрустрациями. Бедность, конечно же, лишает людей многих радостей жизни, но если мы принимаем определение Долларда и его сотрудников, то должны признать, что материальные лишения фрустрируют лишь настолько, насколько не позволяют бедному человеку иметь то, что он хотел и надеялся иметь. Строго говоря, нельзя фрустрировать тех, кому не на что надеяться. Французский социолог и политический деятель Алексис Токвиль (Alexis de Tocqueville, 1805-1859) в своей знаменитой книге «О демократии в Америке» (в русском переводе вышла в 1897 году) выражал, по сути, ту же самую идею фрустрации, когда утверждал, что ослабление тирании фактически может вести к политической смуте. Граждане страны могут «терпеливо сносить» гнет и несправедливость до тех пор, пока не дойдет до того, что «никакое улучшение положения не представляется возможным». Однако, замечает Токвиль, как только в умах появляется хотя бы проблеск осознания возможности облегчить страдания, то далее угнетение становится непереносимым. В то время как раньше граждане были только апатичными, теперь, с появлением надежды, они становятся активно негодующими. С этой точки зрения легко объяснимы, например, выступления протестующих китайских студентов в мае—июне 1989 года. Проведенная правительством экономическая либерализация и внедрение западных технологий пробудили у молодежи надежду и на политическую либерализацию. Политический гнет, который раньше они терпели молча, стал злом, теперь уже неприемлемым.

Соотношение «фрустрация — агрессия»

Доллард и его коллеги полагали, что любое агрессивное действие детерминировано предшествующей фрустрацией. Однако, как я уже отмечал в нескольких более ранних работах (см.: Berkowitz, 1989), эта концепция оказалась слишком размытой и не позволяла дифференцировать такие важные понятия, как эмоциональная и инструментальная агрессия. Инструментальная агрессия, также как и другие инструментальные действия, может быть результатом научения. В этом случае человек наблюдает за другими людьми, которым приносят выгоду их агрессивные действия, усваивает такое поведение, и теперь уже его собственные агрессивные действия совсем не обязательно должны порождаться предшествующими фрустрациями. По-видимому, было бы лучше ограничить соотношение «фрустрация — агрессия», говоря, что барьер на пути к достижению цели генерирует стимуляцию эмоциональной агрессии — тенденцию причинить вред другому лицу, и это становится самоцелью.

Сформулировав свой основной постулат, теоретики из Йельского университета обратились затем к факторам, могущим влиять на интенсивность порождаемого фрустрацией агрессивного побуждения. Я коротко изложу результаты проведенного анализа, и затем мы посмотрим, сколь эффективно их можно применить к ситуации, знакомой большинству из нас.

Вновь переформулировав оригинальную терминологию, можно сказать, что для Долларда и его сотрудников сила порождаемой фрустрацией стимуляции к агрессии прямо пропорциональна степени удовлетворения, которое фрустрированный индивид предвосхищал и не получил. Они доказывают, что люди, неожиданно столкнувшиеся с препятствием на пути к цели, тем более склонны причинять ущерб кому-то другому, чем интенсивнее предвкушавшееся удовольствие, чем полнее ограничения (препятствия) в получении каких угодно удовольствий и чем чаще блокируются попытки достижения целей.

Открытая агрессия не является неизбежной: альтернативные реакции на фрустрацию

Доллард и его коллеги понимали, разумеется, что не всякая фрустрация ведет к агрессии. В своей первой монографии они объясняли неагрессивные реакции в основном либо слишком слабым побуждением к агрессии, либо подавлением агрессивного драйва, вызванным угрозой наказания. Очевидно, что мы будем сдерживаться и не начнем атаковать кого-либо, если полагаем, что наши агрессивные действия доставят нам серьезные неприятности. Однако существует по крайней мере еще одна причина, по которой агрессия может открыто не проявляться. Два года спустя после опубликования упомянутой монографии Нил Миллер указал еще на один фактор, который может влиять на вероятность агрессивной реакции. Этот фактор связан с тем, сформированы или нет у индивида другие способы реагирования на фрустрации. В опубликованной в 1941 году статье Миллер утверждает, что фрустрации возбуждают целый ряд различных тенденций, из которых лишь одна «запускает» агрессивное поведение (Miller, 1941). Индивид, стремление к цели которого блокируется, может одновременно иметь различные желания, пусть и не одинаковой интенсивности, например хотеть избежать неприятной ситуации, преодолеть какие-то трудности, сформировать альтернативные цели и атаковать препятствие. Эти неагрессивные тенденции могут быть более сильными, нежели агрессивное побуждение, и таким образом маскировать агрессивную тенденцию. Однако, считает Миллер, если фрустрация постоянная, то альтернативные тенденции будут ослабевать, а агрессивные в то же время усиливаться и, следовательно, вероятность открытой агрессии будет повышаться.

Хотя Миллер и не сформулировал этого прямо, но его модификация, очевидно, предполагает, что люди могут научиться неагрессивным способам реагирования па фрустрации,— и это, разумеется, верно. Например, опыт нашего детства может научить нас тому, что в тех ситуациях, когда мы сталкиваемся с препятствиями на пути к цели, выгоднее реагировать конструктивно. В дальнейшем мы можем применить результаты этого нашего научения в ситуациях, когда мы подвергаемся фрустрации, то есть мы можем попытаться преодолеть препятствие, действуя рационально и контролируя свои эмоции. С другой стороны, с возрастом мы можем научиться тому, что часто можно получить желаемое, атакуя тех, кто нас фрустрирует. Как следствие, люди с большой готовностью могут реагировать агрессивно, когда их ожидания не оправдываются. Даже вознаграждения, которые они получают за неагрессивное поведение, в общем, могут повлиять на то, как они действуют, когда их надежды рушатся. Обычно дети, которые получали вознаграждения за неагрессивное поведение, проявляют относительно менее выраженную склонность атаковать других, когда не могут получить то, что им хочется (см.: Davitz, 1952).

Все сказанное не означает, однако, что идея «фрустрация — агрессия» не отражает действительности. Научение и опыт могут повысить или понизить вероятность того, что блокирование достижения цели приведет к открытой агрессии, но всегда остаются некоторые шансы на то, что фрустрация вызовет стимуляцию агрессии.

Применение концепции «фрустрация – агрессия»

Теперь я применю результаты проведенного анализа к ситуации, знакомой большинству из нас,— футбольной игре — и попытаюсь показать, что многие вещи, кажущиеся не соответствующими данной теории, могут, однако, быть вполне объяснимы именно с ее точки зрения. Во время любого осеннего уик-энда миллионы американцев наблюдают, как две команды молодых людей подвергаются серии фрустраций. Они видят, как игроки противоборствующих команд толкают, блокируют, наносят удары друг другу. См. →

Читайте также:  Как сделать овощное пюре для грудничка

Доброго времени суток, дорогие читатели. В данной статье вы узнаете, что такое фрустрация, что это простыми словами. Выясните, какие виды данного состояния существуют. Поговорим о теориях фрустрации, и об ее предпосылках. Вам станет известно, как из нее выйти без помощи психолога.

Определение понятия и классификация

Если рассматривать дословный перевод, то фрустрация — это ложное ожидание, обман. Данное понятие рассматривается, как негативное состояние, которое вызвано отсутствием способности удовлетворить свои актуальные потребности.

Ситуации, которые провоцируют развитие фрустрации, носят название фрустрационных. Препятствия, которые возникают на пути к достижению цели, называются фрустраторами.

Выделяют три типа ситуаций согласно Розенцвейгу:

  • привационные — когда объект не может овладеть своими потребностями;
  • конфликтные;
  • депривационная — объект утрачивает свои потребности.

Различают два вида фрустрации.

  1. Внешняя. Провоцируется определенными обстоятельствами, влияющими извне, факторами, которые находятся не под властью самого человека. Среди примеров такой фрустрации различают увольнение с работы, финансовые сложности, расставание с дорогим человеком, смерть одного из родственников, тяжелая болезнь.
  2. Внутренняя. Развивается на фоне неблагополучного состояния психики. Ее может спровоцировать, например, страх, неуверенность в себе или повышенная тревожность. Индивид погружается в замкнутый круг, который завершается развитием неврозов или депрессией. Также повлиять на развитие внутренней фрустрации может наличие противоречивых целей.

Различают три основных формы поведения.

  1. Интропунитивная. Когда человек не может достичь желаемого, он начинает винить себя. Эмоциональное состояние постоянно сопровождается самобичеванием, в результате чего снижается самооценка.
  2. Экстрапунитивная. Человек винит других людей или какие-то обстоятельства в своих провалах, становится злым и агрессивным.
  3. Импунитивная. При такой форме поведения человек или относится к сложившейся ситуации, как к неизбежной, или рассматривает ее, как что-то незначительное. При этом он не станет никого винить.

Возможные причины

Рассматривая причины фрустрации, выделяют такие группы:

  • физические — ограничения физического характера, например, нехватка денег, тюремное заключение;
  • биологические – недееспособность, болезни, старость, сексуальные расстройства;
  • психологические — умственная отсталость, фобии, внутренние конфликты;
  • социокультурные – ограничения, общественные установки, предписания, законы, которые препятствуют получению желаемого.

К предпосылкам относят:

  • накопленная неудовлетворенность — когда человека преследуют повторяющиеся неудачи;
  • эмоциональная возбудимость;
  • привычка достигать успех даже при малейшем препятствии может способствовать развитию фрустрации.

Рассматривая негативные факторы, которые могут спровоцировать фрустрацию, выделяют внутренние и внешние. К внешним относят:

  • наличие межличностных, а также внутриличностных конфликтов;
  • разрушающий стиль воспитания или отсутствие условий, подходящих для этого;
  • человек не удовлетворен собой в любой сфере, в частности, в работе.

К внутренним относят:

  • выбор, который стоит между отрицательной и положительной целью;
  • невозможность определиться с одной задачей, когда человек ставит перед собой два положительных события, но не может одновременно их достичь;
  • выбор наименьшего из двух зол – случай, когда есть две негативные ситуации. Появляется сильная фрустрация, так как, чтобы индивид не выбрал, он все равно будет в проигрыше. Человек может отказаться принимать решения, погружаясь в свой мир, уходя подальше от реальности. Если бегство невозможно, проявляет гнев и агрессию.

Основные признаки и формы поведения при фрустрации

К признакам, указывающим на состояние фрустрации, относят:

  • чувство отчаяния, ощущение безвыходности, невозможность без чьей-либо помощи решить проблему;
  • высокий уровень тревожности, переживания по любому вопросу;
  • злость, раздражительность и агрессия, направленная на самого себя или близких;
  • наличие неконструктивного поведения (замкнутость, уход в свой мир, возникновение саморазрушения или зависимостей).

На основании того, что спровоцировало данное состояние, могут отличаться варианты поведения. Как правило, доминируют следующие три модели:

  • человек концентрирует свое внимание на возникшем состоянии, попадает под влиянием отрицательных эмоций;
  • убегает от сложившейся ситуации, погружаясь в семью или в работу;
  • занимается поисками причин, спровоцировавших развитие фрустрации, думает о том, как ее исправить.

Виды фрустрационного поведения

  1. Апатия. У человека отсутствует желание что-либо делать, он становится вялым, может весь день сидеть на диване.
  2. Агрессивная. Агрессия направляется или на себя, или на свое окружение.
  3. Бегство. Человек обходит стороной действия, которые вызывают боль или другие негативные эмоции.
  4. Высокая физическая возбудимость. Индивид может накручивать волосы на палец, ходить из стороны в сторону, совершать бесполезные движения.
  5. Фиксация. Человек зацикливается на совершение активных действий, направленных на запретное поведение.
  6. Замещение. Одна неудовлетворенная потребность сменяется другой.
  7. Стрессовая реакция. Появляется хроническая усталость, головные боли и мигрени.
  8. Депрессия. Состояние, которое негативно воздействует на всю жизнь и деятельность человека.
  9. Смещение. Происходит смещение фокусировки одной цели на новую. Например, ситуация, когда мама ругает ребенка, вымещая на нем злость, накопившуюся на работе.
  10. Рационализация. Индивид пытается отыскать положительные стороны в своей неудаче.
  11. Регрессия. Возвращение к примитивному поведению.
  12. Интенсификация усилий. Человек мобилизуется, для того чтоб продолжить начатое.
  13. Аддиктивное поведение. Личность заедает свои проблемы или пытается уйти от них при помощи спиртных напитков, наркотических препаратов.

Как выйти из фрустрации

  1. Попытайтесь посмотреть на себя со стороны. Если вы не можете абстрагироваться, обратитесь за помощью к кому-то близкому, кому вы можете доверять. Пусть этот человек оценит, насколько ваша цель нерешаемая и сложно достижимая.
  2. Важно задумываться о том, насколько ценными были поставленные цели. Возможно, они были продиктованы модой, социумом, влиянием кого-то со стороны. Не исключено, что лично вы не испытываете желания достигать данные цели для своего удовлетворения.
  3. Если все же хотите достичь намеченного, составьте план достижения. Необходимо определиться с ресурсами и продумать шаги к выполнению этапов для достижения цели.
  4. Наметьте себе дату, когда вы планируете достичь определенных результатов. Но нужно подойти к этому вопросу с умом, чтоб еще больше не впасть во фрустрацию в связи с тем, что взвалили на себя непосильную ношу.
  5. Помните о том, что нужно быть терпеливым. Иногда стоит подождать, чтобы достичь желаемого.
  6. Если ощущаете эмоциональную усталость, постоянный стресс, возможно пора сделать перерыв, например, заняться любимым делом или просто отдохнуть, а потом, с новыми силами, вернуться к намеченной цели.

Теперь вы знаете, что в психологии называют фрустрацией. Любого человека постигшая неудача может сломить, поглотив в состояние отчаяния. Поэтому стоит знать, как реагировать на подобные ситуации, хорошо продумывать цели, которые намечаются в ближайшем будущем.

Ссылка на основную публикацию
Фото успокоительных таблеток
В России за год на 13 процентов выросло число покупателей седативных (успокоительных) препаратов. Об этом сообщает сервис "Все аптеки" от...
Со скольки лет детям можно давать валерьянку в таблетках
Детским неврологам и педиатрам особенно часто приходится выслушивать жалобы на то, что ребенок возбудим, раздражителен, плохо засыпает, быстро утомляется; поведение...
Со скольки лет можно применять каметон
Действующее вещество: 3D-изображения Инструкция по медицинскому применению КаметонИнструкция по медицинскому применению - РУ № ЛП-004047 Дата последнего изменения: 31.03.2017 Лекарственная...
Фото уход за руками
Уход за руками — это не только периодически выполняемые косметические процедуры, но простые правила, соблюдать которые нужно каждый день. Эксперты...
Adblock detector