Эмпатия это стремление

Эмпатия это стремление

Поговорим о понятии эмпатия, что это такое? Простыми словами в психологии, понятными для обычных людей, без сложных терминов и заумных выражений. Без эмпатии общение было бы очень сложным. У некоторых людей она отсутствует и иногда это становится проблемой, ведь умение сопереживать – очень важное свойство, которое есть даже у животных.

Об этом и пойдёт речь: как разобраться в себе, оценить уровень своей эмпатии и понять, насколько это качество полезно для жизни.

Что такое эмпатия в психологии

Впервые на выбранное качество обратил внимание Э.Титченер, психолог из Америки. Что такое эмпатия определение в психологии по мнению Титченера:

�� Эмпатия — это способность человека реагировать на эмоциональные проявления других людей, разделять их чувства, осознавать глубину горя или радости, не теряя связи с реальностью. Умение сознательно проецировать на себя чувства другого человека. Эмпатичность заложена природой и есть почти у всех. В качестве примера можно привести связь матери и ребёнка. Они обладают глубокой эмоциональной связью и остро реагируют на смену настроения друг у друга.

► Самая банальная процедура, такая как прививка, может вызвать истерику не только у малыша, но и у его взрослой мамы. Первое посещение детского сада, пребывание с чужими людьми, родители переживают даже острее, чем их дети. Этот механизм особенно хорошо работает с близкими людьми, родственниками и друзьями. Чувства постороннего и далёкого человека не имеют такого значения и эмпатия в этом случае приглушается.

► Эмпатичный человек остро реагирует не только на события, происходящие в настоящем времени. Он способен сопереживать героям художественных произведений, рыдая и хохоча в обнимку с книгой или при посещении киносеанса. Эмпатичный человек — это, можно сказать, нормальный индивидуум. Ведь умение сопереживать связано с эволюцией всего человечества. Некоторые психические заболевания и особенности (например, аутизм) характеризуются неумением считывать и понимать эмоции окружающих людей.

► Эмпатия в психологии – отдельная область, которая всё ещё изучается. При том, что эмпат — это человек, который понимает эмоции других, он может не только сочувствовать, но и манипулировать ими. Эмпатов разделяют на два вида – тех, кто считывает эмоции и сохраняет холодный рассудок и тех, кто очень остро ощущает чужую боль и радость, теряя самообладание.

Есть и такие, кто находится посередине между двумя крайностями, и именно они взяты за эталон человечности. О таких людях и пойдёт речь в статье. О тех, кто умеет сопереживать, но не стремится использовать эмоции других в своих интересах.

На какие виды делится эмпатия

Виды эмпатии в психологии – классификация, принятая в науке об эмоциях. Согласно ей можно понять, какая бывает эмпатия.

Когнитивная эмпатия

▪️ Когнитивная эмпатия — это умение не просто сопереживать, но и анализировать поступки, сопоставлять их с действиями объекта. При такой форме ощущения эмпата основаны на собственных переживаниях в прошлом и полученном опыте. Он считывает эмоции, опираясь на мимику, жесты, выражение глаз, интонацию. Когнитивная эмпатия способствует личному общению и построению деловых отношений через понимание личности собеседника.

Эмоциональная эмпатия

▪️ С точки зрения науки, эмоциональная эмпатия — это глубокое погружение в личность собеседника с полной или частичной потерей самообладания. Эмоциональные эмпаты имеют особое строение нервной системы, они способны проецировать боль и радость окружающих на себя, ощущая их так же остро, как и те, кто их источает. Это качество чревато стрессами, нервными срывами и эмоциональной нестабильностью. Такой человек способен потерять покой на длительное время от любой плохой новости в мире.

Предикативная эмпатия

▪️ Третий вид называется предикативная эмпатия — это умение предугадывать чужую реакцию. Человек способен предвидеть, как поведёт себя собеседник в той или иной ситуации. Предикативно развитый эмпат не только понимает, что происходит с окружающими, он делает это осознанно, понимая мотивы их поведения. Поэтому старается вести себя тактично, не нарушая чужое личное пространство и психологический комфорт. У одного человека могут быть разные виды эмпатии одновременно. Бывает и наоборот – индивидуум совершенно не понимает настроение других, со всеми вытекающими последствиями.

Уровни эмпатии в психологии

Чтобы узнать, насколько человек способен к сопереживанию, используют тесты. Такая диагностика уровня эмпатии помогает лучше понять личность. Особенно чувствительным людям самим нужна помощь и диагностика в этом случае является полезным инструментом. Уровни эмпатического взаимодействия вычисляются с помощью перечня вопросов, на которые отвечает тестируемый. Чаще всего используют метод И.Юсупова или А.Меграбяна.

Высокий уровень

По итогам теста некоторые индивидуумы имеют высокий уровень эмпатии — это природная способность ощущать эмоции других лучше, чем собственные. Таким свойством обладают единицы. Высокоразвитые эмпаты проецируют чужие проблемы на себя, травмируя собственную психику.

Высокий уровень эмпатии характеризуется великодушием, душевностью, умением прощать обиды. Эти достоинства становятся недостатками, когда ими начинают пользоваться окружающие. Коллеги, родственники склонны паразитировать на мягком характере, а мошенники выбирают эмпатов в качестве лёгкой жертвы.

Высокая эмпатия не приемлет оскорбительного поведения по отношению к другому, индивидуум всегда тактичен и избегает болезненных тем, равно как и не проявляет излишнего любопытства. Высокая степень эмпатии присуща натурам творческим, обладающим богатым внутренним миром и воображением. Душевное равновесие таких людей очень шаткое, настроение переменчиво. Повышенная эмпатия ощутимо портит жизнь своего обладателя.

Средний уровень

Согласно классификации, средний уровень эмпатии — это свойство, которое есть у большинства людей. Невзирая на социальный статус и профессию, люди способны проявлять признаки эмпатии:

☑️ Умение «слышать» собеседника, стремление понимать;

☑️ Способность поставить себя на место другого человека, вообразить его эмоции как положительные, так и отрицательные. Особенно это касается таких ситуаций, как потеря близкого человека или радость от рождения ребёнка;

☑️ Понимание страданий других и способность им сопереживать.

Средний уровень эмпатии говорит о том, что человек психически здоров и может успешно жить в обществе себе подобных.

Большинство людей готовы оказать поддержку в трудной ситуации, проявить эмоциональный отклик. Впрочем, человек со средним уровнем обладает механизмом самозащиты, и он не станет слишком глубоко и надолго погружаться в чужие страдания. Инстинкт самосохранения не позволит заниматься саморазрушением из-за чужих проблем.

Низкий уровень

Равнодушные люди чаще всего имеют низкий уровень эмпатии. Если холодность не является результатом воспитания или маской, такой эмпат не страдает от чужих проблем. Человек с низким уровнем эмпатии живёт ради себя, его не трогают чужие страдания, эмоциональный фон низкий. Слёзы или яркие проявления радости у эмпатов случаются крайне редко.

Низкая эмпатия означает сосредоточение на себе, неумение понять другого. Заниженный уровень эмпатии говорит о неразвитых навыках общения. Такие люди выбирают деятельность, не связанную с работой в коллективе. Старики и дети с их капризами, пугают эмпата с низким уровнем, как и животные. Он сторонится их всех. Критика вызывает негативные эмоции, но реакция на неё кратковременна. Такие личности получили прозвище толстокожих. Их ещё иногда называют интровертами.

Каковы признаки наличия эмпатии у человека

Кроме нескольких видов, специалисты выделяют ещё признаки проявления эмпатии.

✔️ Проявление эмпатии в желании оказать помощь. Любой человек время от времени оказывается в ситуации, когда ему необходима поддержка.

В случае эмоциональных потрясений мы склонны утрачивать самообладание и адекватно оценивать происходящее. Присутствие того, кто послужит опорой в такой период – жизненная необходимость.

✔️ Если у кого-то есть способность к эмпатии, он стремится помогать. При этом делает это охотно, не ожидая благодарности. Бескорыстная дружба – один из примеров, демонстрирующий проявление людьми чувства эмпатии по отношению друг к другу.

Способность к сопереживанию и сочувствию другим, проявляется вне зависимости от того, получал ли человек благодарность и признательность в ответ. Эмпатийный человек использует свойство своего характера для повышения самооценки. Это приносит ему моральное удовлетворение.

✔️ Чувство эмпатии соседствует со способностью прислушиваться к другим людям. Большинство из нас могут часами рассуждать о своих проблемах и рассказывать о личных переживаниях. При этом собеседник остаётся в тени, а любая попытка сделать то же самое, пресекается в ходе «беседы», а точнее, монолога.

✔️ Эмпатирующий человек обладает наблюдательностью, он замечает эмоции и прислушивается к словам. Причём делает это без осуждения и желания прочесть нотацию в ответ. Даже для плохого поступка постарается найти если не оправдание, то хотя бы объяснение. Рядом с таким человеком собеседник ощущает свою значимость и это благоприятно влияет на настроение, повышает самооценку. Он чувствует, что получит не только поддержку, но и практический совет.

✔️ Искренность и сопереживание. Глубина этих переживаний зависит от степени эмпатии. Ощущение чужой боли как своей, приносит настоящее страдание, лишая эмпата аппетита и сна. Порой от слишком глубоких переживаний он впадает в состояние, подобное депрессии. Умение контролировать эмоции так же важно, как и обладание эмпатией. Природное качество, данное людям, может приносить пользу или вред, в зависимости от того, как им пользуются.

Примеры эмпатии в психологии

Кроме развития самого навыка, нужно уделить внимание контролю над ним. Чрезмерное погружение в чужие эмоции может привести к эмпатической усталости.

�� Яркий пример эмпатии в психологии из жизни – люди, работающие в сферах, связанных со спасением других. Медики и спасатели ежедневно сталкиваются с физическим и моральным страданием. Видя смерть и боль, они находятся на грани эмоционального (эмпатического выгорания). Иногда происходит так называемая профдеформация – из отзывчивого спасителя человек превращается в циничного и холодного специалиста. Так срабатывает инстинкт самосохранения.

�� Яркий пример из жизни, когда эмпатия необходима – это педагогическая сфера. Учителя и воспитатели просто обязаны обладать этим качеством. Не все взрослые умеют общаться с детьми, а некоторые их даже боятся. Всё дело в ярких эмоциях и неразвитом контроле над чувствами. Педагоги ощущают психологический настрой каждого ребёнка и помогают ему справиться с эмоциями. Те, кому свойственна повышенная эмпатия, часто выбирают профессии, связанные с общением и оказанием помощи.

❗️Эмпатичная личность, при наличии необходимых знаний, может сделать карьеру в любой области. Умение контролировать свои чувства – важная составляющая. Нужно научиться сдерживать эмоции, которые рвутся наружу при виде чужих страданий и восторгов. Помощь нужно оказывать, слегка дистанцируясь. Пропуская глубокое горе сквозь свою психику, можно истощить все ресурсы, необходимые для жизни.

Эмпатия в психологии – узкое научное понятие, которое является частью более обширного явления под названием «сочувствие». Термин имеет греческое происхождение и переводится как «страдание». Не всегда эмпатию связывают именно с эмоциональной сферой. Иногда термин применяют к интеллектуальным действиям.

Врач, диагностирующий пациента, проявляет эмпатию, прислушиваясь к его словам и описанию симптомов.

Читайте также:  Как принимать де нол и париет

Способность к эмпатии является нормальным человеческим качеством. Оно имеет градации от лёгкого эмоционального ответа до глубокого погружения в мир другого человека. Считается, что взаимодействие происходит через считывание информации с жестов, мимики, интонации. Важное условие – эмпат должен понимать и осознавать, что он реагирует на чужие эмоции и не идентифицировать себя с объектом сочувствия.

Эмпатия — это хорошо или плохо

Польза от понимания чужих эмоций очевидна. Если не брать во внимание крайности, то данный навык оказывает помощь в карьере, облегчает общение, улучшает психологический настрой в коллективе и способствует повышению самооценки. Имеет ли развитая эмпатия плюсы и минусы? Очевидно, да. Польза эмпатии уже обозначена в статье, а вот с тем, как эмпатия влияет на человека с отрицательной стороны, нужно разобраться. Эмпатия в общении может не только улучшать психическое состояние, но и ухудшать его, действуя подавляюще.

► Гиперэмпатия чревата эмоциональными перегрузками и срывами. Человек вынужден всё происходящее вокруг пропускать сквозь своё сознание. При этом в душе остаётся след от чужой боли и страданий. На восстановление уходит длительное время.

► Гиперответственность – качество, которым обладают сильные эмпаты. Они часто ощущают излишнее чувство вины за события, к которым не имеют никакого отношения. Полагая, что обязаны помогать всем и каждому, не способны рассчитать собственные силы и возможности.

► Эмпатические способности могут перерасти в крайнюю степень альтруизма и самопожертвования. Помогая кому-то в ущерб собственным интересам, человек постепенно погружается в болото своих нерешённых проблем.

► Высокие эмпаты обладают природной деликатностью и не способны вести себя грубо или категорично по отношению к другим. Они страдают от хамства и производят впечатление безвольных людей, слабостью которых можно воспользоваться.

Эмпатия: как развить и усилить

Люди, стремящиеся к саморазвитию, интересуются, можно ли развить эмпатию и зачем она нужна. Очевидно, что плюсов больше, поэтому работа над собой в этом направлении не будет лишней. Психологи разработали несколько приёмов, которые могут помочь в этом деле.

Как развить эмпатию:

1. Использовать углубление в себя, самопознание. Один из приёмов – ежедневный отчёт перед сном о своих действиях за день. Осмысление поступков, действий, мотивов, испытанных эмоций.

2. Развивать внимательность к словам других людей. Это означает, что нужно больше уделять внимание собеседнику, чем себе. Например, дать ему высказаться, потратив минимум слов со своей стороны. При этом важны не только слова, но и их смысл, эмоциональная окраска.

3. Превращение в актёра. Не в буквальном смысле, а в переносном. Важно представить себя на месте другого человека, пережить его эмоции, или хотя бы понять их. Вспомнить свои переживания, хорошие и плохие, и сравнить их с эмоциями оппонента. Это может быть реальный человек или герой книги, художественного фильма, телепрограммы.

4. Развитие отзывчивости. Если коллеги или близкие просят помощи, совета, нужно постараться сделать всё возможное. Выслушать, уделить внимание, помочь по мере сил.

5. Общение с животными. Недостаточно развитую эмпатию могут пробудить питомцы. Умиление и радость от общения с котятами, щенками – хороший способ развить сострадательность.

Ни один совет о том, как развить в себе эмпатию не поможет, если человек обозлился и очерствел душой. Сострадание – это доброта, умение проявлять любовь. Злость, страх, эгоизм, гнев, исключают сочувствие, позитивный настрой и самообладание, которые необходимы эмпату. Для успешного саморазвития нужно научиться ими управлять так, чтобы они не мешали становиться лучше.

Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».

ФЕНОМЕНЫ ЭМПАТИИ И КОНГРУЭНТНОСТИ

А.Б. ОРЛОВ, М. А.ХАЗАНОВА

Стремление к проведению сущностных различий, к большей однозначности понятий, к более четкому определению и пониманию феноменов — важный показатель научного мышления. Особенно отрадно наблюдать это стремление в таких областях психологического знания, за которыми закрепилось имя «не вполне научных » или, как принято говорить в англоязычных странах, «soft science «.

В статье Ю. Б. Гиппенрейтер и соавторов [2] предпринята попытка теоретического и эмпирического анализа феноменов псевдоэмпатии и конгруэнтной эмпатии. Прекрасный обзор литературы по проблеме эмпатии, одновременно исчерпывающий и лаконичный, задает тон всей статье, основную задачу которой авторы видят в том, чтобы добиться «более однозначного понимания эмпатии «. История вопроса

прослеживается авторами начиная от классических исследований Э. Титченера или Т. Липпса вплоть до последних работ К. Роджерса и его последователей. Результаты проведенного анализа позволили авторам сформулировать следующий вывод: за понятием «эмпатия » стоят «очень разные содержания, иногда даже противоположные его первоначальному смыслу » [2; 64]. Выход из этой ситуации авторы видят во введении нового термина «конгруэнтная эмпатия «, обозначающего комплексную способность: а) последовательно выражать эмпатическое понимание другого в речи и/или действии и б) гибко переключаться от состояния эмпатического понимания другого к искреннему выражению своих реальных чувств, в том числе отрицательных, без потери общего позитивного принятия другого [там же]. Результаты эмпирического исследования, как их интерпретируют авторы, подтверждают обоснованность и полезность введения в научный оборот термина «конгруэнтная эмпатия «.

Переходя от констатирующей к оценочной части рецензии, сформулируем наш исходный и основной тезис: полностью соглашаясь с авторами в их общей оценке неоднозначного употребления термина «эмпатия «, мы не согласны с использованием термина «конгруэнтная эмпатия » в качестве средства внесения большей определенности и непротиворечивости в психологический концептуальный аппарат; на наш взгляд, феномена конгруэнтной эмпатии не существует, есть феномены эмпатии и конгруэнтности. Мы проведем обоснование данного тезиса по следующим взаимосвязанным линиям:

определение эмпатии; структура эмпатического акта; соотношение феноменов эмпатии и конгруэнтности; феномен псевдоэмпатии.

Приводя в своей статье и анализируя различные определения эмпатии, авторы, к сожалению, игнорируют три весьма существенные особенности эмпатического процесса, которые были описаны в работах К. Роджерса. Выявление и фиксация данных особенностей представляют собой, на наш взгляд, саму суть вклада К. Роджерса в развитие современных представлений об эмпатии. Мы имеем в виду, вопервых, сохранение в эмпатическом процессе собственной позиции эмпатирующего, сохранение психологической дистанции между ним и эмпатируемым, или, другими словами, отсутствие в эмпатии отождествления между переживаниями эмпатируемого и эмпатирующего (что собственно и отличает данный процесс от фенотипически сходного процесса идентификации), вовторых, наличие в эмпатии сопереживания (каким бы по своему знаку ни было переживание эмпатируемого), а не просто эмоционально положительного отношения (симпатии) эмпатирующего к эмпатируемому; втретьих, динамичный (процесс, действие), а не статичный (состояние, способность) характер феномена эмпатии. Данные отличительные признаки эмпатии подчеркиваются многими авторами.

Следует отметить, что первый из указанных отличительных признаков эмпатии (так называемое условие «как если бы «) появляется в работах К. Роджерса уже в 50е гг.: «Ощущать личный мир клиента, как если бы он был вашим собственным, но без какойлибо утраты этого качества «как если бы » — вот что такое эмпатия. Ощущать гнев, страх или смущение клиента, как если бы они были вашими собственными и, однако же, без привнесения вашего собственного гнева, страха или смущения — вот то условие (терапевтического процесса.- А. О., М. X.), которое мы пытаемся описать » ([9], цит. по: [6; 226]).

Данный признак эмпатии отмечается К. Роджерсом в ряде его последующих определений эмпатии лишь в неявной, косвенной форме. Приведем для иллюстрации одно из наиболее полных определений эмпатии, данное К. Роджерсом в книге «Способ бытия «. Отмечая процессуальную, а не статичную природу эмпатии, К. Роджерс пишет: «Она (эмпатия.-А. О., М. X.) означает вхождение в личный перцептивный мир

другого и основательное его обживание. Она подразумевает сензитивность к постоянно изменяющимся в этом другом человеке чувственным смыслам, которые плавно переходят друг в друга,- к страху, или гневу, или нежности, или смущению, или чему бы то ни было еще, что переживает он или она. Эмпатия означает временное проживание в жизни другого человека, осторожное перемещение в ней без того, чтобы делать какиелибо оценки; эмпатия означает ощущение смыслов, которые он или она едва ли осознают, но без стремления раскрыть неосознаваемые чувства, поскольку это могло бы быть слишком угрожающим. Эмпатия означает частую сверку с человеком в отношении точности ваших ощущений и руководствование теми реакциями, которые вы получаете от него. Вы являетесь надежным спутником человека в его или ее внутреннем мире » [11; 142].

Вместе с тем концептуальное различение эмпатии и идентификации не было одномоментным действием, но, скорее, процессом, который, начавшись в середине 50-х гг., продолжался почти два десятилетия и был обозначен рядом промежуточных «кентаврических » понятий. Дж. Уоткинс в этой связи пишет: «Под точной эмпатией Роджерс понимает способность терапевта полно и точно понимать реакции клиента, и особенно заключенные в них переживания. Дискутируется вопрос, действительно ли Роджерс требует, чтобы понимание было основано на сходном переживании, которое терапевт актуально ощущает в данный момент. В одной из работ [8] Роджерс писал: «Переживание вместе с клиентом, проживание его установок, но не в терминах эмоциональной идентификации со стороны консультанта, а, скорее, в терминах эмпатической идентификации, когда консультант воспринимает отвержения, надежды и страхи клиента посредством погружения в эмпатический процесс, но без того, чтобы самому в качестве консультанта ощущать эти отвержения, надежды и страхи «. В более позднем высказывании Роджерс (см. [12; 304]) определяет эмпатию следующим образом: «Она (эмпатия.- А.О., М. X.) означает, что он (терапевт.-А. О., М. X.) ощущает и понимает непосредственное осознание клиентом своего собственного личного мира — это означает не только обнаружение тех аспектов опыта, которые клиент уже способен вербализовать, но также тех несимволизированных аспектов его опыта, которые какимто образом оказываются понятыми посредством тонких невербальных проявлений клиента с помощью чувствительного радара психотерапевта. Умелый терапевт ощущает мир клиента, как если бы он был его собственным, но без какойлибо утраты этого качества «как если бы «. Он утверждает (см. [10]), что «если это «как если бы » качество утрачивается, то мы имеем дело с состоянием «идентификации «. Роджерс очевидно считает, что, «как только эмпатия превращается в идентификацию, консультант уже больше не способен полно понимать клиента, поскольку для того, чтобы делать это, необходимо, чтобы он сохранял свою объективность » [14; 85 — 86].

Читайте также:  Зодак при беременности отзывы

Если поначалу психотерапевты, работавшие в рамках клиентоцентрированного подхода (в частности, Н. Раскин, см. [8; 29]), настаивали на проживании чувств и установок клиента для того, повидимому, чтобы отойти от медицинской (диагностической и интерпретационной) модели терапевтического процесса, то в более поздних работах в рамках данного направления вполне однозначно подчеркивается необходимость «как если бы » качества эмпатии (см. [13]).

Т. Мерри, один из британских сторонников и пропагандистов личностноцентрированного подхода, прямо указывает на данную особенность эмпатии: «Особое качество эмпатии, которое делает ее столь творческим способом бытия в терапии, состоит в том, что она позволяет нам войти в личный эмоциональный мир другого человека, как если бы мы были этим другим человеком (без утраты качества «как если бы «) » [7; 13].

С нашей точки зрения, указанные выше признаки достаточно четко ограничивают «зону неопределенности «, существующую

применительно к содержанию понятия эмпатии, и в значительной степени обеспечивают однозначность в его понимании, поскольку задают его различение от фенотипически сходных когнитивноэмоциональных процессов.

СТРУКТУРА ЭМПАТИЧЕСКОГО АКТА

Мы полагаем, что вряд ли правомерно расширительно рассматривать «акт эмпатии » как межличностную транзакцию, т. е. включать ответную реакцию эмпатируемого в сам акт эмпатии. Вопервых, эмпатируемый может по целому ряду причин быть «слеп и глух » даже к адекватно и полно выраженной в поведении эмпатии. Вовторых, эмпатия с предельно редуцированным поведенческим компонентом (а именно такую эмпатию демонстрируют выдающиеся психотерапевты) может быть гораздо более эффективной, нежели эмпатия с выраженным «коммуникативным компонентом «. В этой связи можно высказать предположение, что эмпатируемый воспринимает «акт » эмпатии не столько посредством его обнаружения в вербальном и невербальном поведении эмпатирующего, сколько посредством восприятия (как правило, на неосознаваемом уровне) иных, более тонких составляющих общего семантического поля коммуникации [3]. И наконец, втретьих, акцент на коммуникативном (поведенческом) компоненте эмпатии, на эмпатических базовых навыках, как показывает, в частности, опыт подготовки профессиональных психотерапевтов [1], может приводить к выхолащиванию собственно эмоционального, первичного момента эмпатии, провоцируя при этом ощущения внутренней опустошенности и инконгруэнтности терапевта, и в конечном итоге к утрате им самой возможности эмпатического слышания.

Из всего этого следует, в частности, что использованный в рецензируемой статье тест эмпатии (тест С. Б. Борисенко) не отражает сути эмпатического переживания, так как, по определению, нельзя испытывать эмпатию по отношению к воображаемым, а не реальным людям: сопереживать можно лишь при условии реальных переживаний другого человека; переживание эмпатии не тождественно интерпретации поведения.

Существенной стороной эмпатического переживания является процессуальность, движение, динамика. Только в движении (процессе) возможно следование с дистанцией в один шаг, «как если бы я был он «. Для этого процесса следования необходима реальность, в противном случае будет иметь место оценивание эмоционального отклика на нечто, возникающее в воображении, что приближается к интерпретации.

СООТНОШЕНИЕ ФЕНОМЕНОВ ЭМПАТИИ И КОНГРУЭНТНОСТИ

С нашей точки зрения, жесткое соотношение, сращивание эмпатии и конгруэнтности ошибочны, поскольку это разные и, следовательно, вполне автономные феномены. В случае эмпатии речь идет о сопереживании эмоциональному состоянию другого человека, а в случае конгруэнтности — о переживании своих собственных чувств, об их открытости себе и другим людям. Т. Мерри определяет конгруэнтность следующим образом: «Конгруэнтность это такое состояние бытия, в котором мы наиболее свободны и аутентичны в качестве самих себя и не испытываем потребности в том, чтобы предъявлять фасад, прятать себя, например, за маской или ролью «эксперта «. Конгруэнтность там, где наши внутренние чувства и переживания точно отражаются нашим поведением, когда нас можно воспринимать и видеть теми, кто мы есть на самом деле » [7; 10].

С некоторой долей условности, а также принимая во внимание процессуальный характер анализируемых феноменов и разные степени их возможной выраженности, мы можем рассмотреть следующую комбинаторику. Терапевт может быть одновременно:

конгруэнтным и эмпатичным (это возможно в том случае, когда в психотерапевте «все спокойно » и ничто не мешает ему концентрироваться на друтом,

на эмпатическом понимании этого другого);

конгруэнтным и относительно неэмпатичным (когда собственные переживания терапевта оказываются настолько интенсивными и устойчивыми, что мешают ему концентрироваться на клиенте и его переживаниях);

эмпатичным и относительно неконгруэнтным (часто именно отстранение от себя, отодвигание на второй план своих собственных эмоциональных содержаний, т. е. определенная инконгруэнтность терапевта, является важным условием активного эмпатического слушания).

Конгруэнтность и эмпатичность — это не только разные психологические феномены, но и различные, как правило, чередующиеся режимы профессиональной работы настоящего фасилитатора (см., например, [5]; см. также пункт второй определения конгруэнтной эмпатии в [2]). Именно поэтому, на наш взгляд. К. Роджерс не допускает их объединения, сведения друг к другу, различает их, не образует концептуальных «кентавров » типа «конгруэнтная эмпатия » или «эмпатическая конгруэнтность «. Вплоть до настоящего времени в рамках личностноцентрированного подхода эмпатия, конгруэнтность и безусловное позитивное признание другого рассматриваются как различные условия эффективного терапевтического контакта. «Конгруэнтная эмпатия » авторов — это на самом деле «эмпатия + конгруэнтность «, т. е. два различных условия фасилитации; шкала конгруэнтной эмпатии — это просто шкала конгруэнтности. Попутно отметим, что, возможно, именно данное обстоятельство объясняет отсутствие корреляции между результатами по тесту эмпатических тенденций А. Мехрабиана и результатами по шкале конгруэнтной эмпатии.

Что же следует, на наш взгляд, понимать под термином «псевдоэмпатия «1? Да и нужен ли сам этот термин, если вспомнить принцип «бритвы Оккама «: «Сущности не следует умножать без необходимости » [3; 455 — 456] ? Для нас совершенно очевидно, что за этим термином могут стоять лишь феномены, сходные с эмпатией по содержанию, по модусу, но лишенные ее важного отличительного качества (а именно условия «как если бы. «), т. е. симпатия и идентификация. Иначе говоря, я псевдоэмпатичен не тогда, когда я инконгруэнтен, а когда я либо симпатизирую другому человеку, либо идентифицируюсь с ним. Примеры псевдоэмпатии, приводимые авторами на с. 66 — 67, явно неудачны, так как в первом случае речь идет о симпатии, а во втором — об инконгруэнтности учителя своим собственным переживаниям.

Подводя итоги сказанному, еще раз кратко сформулируем основные положения нашего комментария.

Эмпатия и конгруэнтность — различные психологические феномены.

Эмпатия — это процесс безоценочного сопереживания одного человека реальным и актуальным переживаниям другого при соблюдении эмпатирующим условия «как если бы » и при его невмешательстве в процесс осознания своих переживаний эмпатируемым.

Конгруэнтность — это процесс безоценочного осознания человеком своих собственных реальных и актуальных ощущений, переживаний и проблем с их последующим точным озвучиванием в языке и выражением в поведении способами, не травмирующими других людей (или, иначе говоря, при соблюдении человеком условия «как если бы » это озвучивание и выражение были адресованы ему самому).

Относительно равномерная выраженность процессов эмпатии и конгруэнтности представляет собой один из частных случаев в работе терапевта.

Термин «псевдоэмпатия » является, по нашему мнению, излишним, поскольку так называемая псевдоэмпатия совпадает по своему психологическому содержанию либо с симпатией, либо с идентификацией.

1. Боуэн М. В.Б. Духовность и личностноцентрированный подход // Вопр. психол. 1992. № 3 — 4. С. 24 33.

2. Гиппенрейтер Ю. Б., Карягина Т. Д., Козлова Е. Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопр. психол. 1993. № 4. С. 61 68.

3. Менегетти А. Психология жизни. СПб., 1992.

4. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

5. Gordon Th. Teacher effectiveness training. N. Y.: Peter H. Wyden, 1974.

6. Kirschenbaum H., Henderson V. (eds.). The Carl Rogers reader. Boston: Houghton Mifflin, 1989.

7. Merry Т. A guide to the personcentered approach. Loughton: Gale Centre Publications, 1990.

8. Rogers С. R. Clientcentered therapy. Boston: Houghton Mifflin, 1951.

9. Rogers С. R. The necessary and sufficient conditions of therapeutic personality change // J. of Consult. Psychol. 1957. V. 21. N 2.

10. Rogers С. R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships as developed in clientcentered framework // Koch. S. (ed.). Psychology: A study of science. V. 3. N. Y., 1959.

11. Rogers С. R. A way of being. Boston: Houghton Mifflin, 1980.

12. Shiien I. M. A clientcentered approach to schizophrenia // Burton A. (ed.). Psychotherapy of the psychoses. N. Y.: Basic Books, 1961.

13. Tomlinson Т. M., Whitney R. E. Values and strategy in clientcentered therapy: A means to an end // Hart J. H., Tomlinson T. M. (eds.). New directions in clientcentered therapy. Boston: Houghton Mifflin, 1970.

14. Walkins J. G. The therapeutic self. N. Y.; L.: Human Sciences Press, 1978.

Поступила в редакцию 10.VI 1993 г.

1 В рецензируемой статье хотелось бы видеть отсылки на заимствования авторами терминов «псевдоэмпатия » (см. № 30 пристатейного списка литературы) и «Я Тысообщения » (см. там же, № 28 и 29).

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о таком понятии, как эмпатия, что это такое простыми словами. Вы узнаете, какие проявления характеризуют его. Выясните разнообразие видов эмпатии, степени ее проявления. Поговорим о том, что нужно делать, чтобы ее развить, как избавиться от излишней эмпатии. Также рассмотрим положительные стороны и недостатки данного состояния.

Читайте также:  Adriamycin

Определение, классификация и уровни

Эмпатия — это способность сопереживать другим людям, уважать их чувства. Человек, который склонен к эмпатии, очень остро реагирует на эмоции и чувства окружающих, он ощущает их на себе. Эмпат является сверхчувствительной личностью, всегда готов прийти на помощь.

В психологии различают пять видов эмпатии.

  1. Эмоциональная. Характерно восприятие чувств людей на эмоциональном уровне.
  2. Когнитивная. Происходит интеллектуальное восприятие чувств других людей, при этом обращаются к аналогиям, сравнению, проводятся параллели.
  3. Предикативная. Способность заранее выявлять возможные реакции индивида на определенные события, поведение в конкретных ситуациях.
  4. Сопереживание. Происходит идентификация себя с человеком, который испытывает какие-то эмоции, переживания его эмоционального состояния.
  5. Сочувствие. Социальный аспект, который выражает состояние эмпата касательно волнений другого индивида.

Нужно понимать, что эмпатия начинает формироваться еще с детства. По мере взросления индивид приобретает жизненный опыт, становится способным распознавать чувства людей. Однако, независимо от того, сколько, кому лет, различают проявления чувствительности в разной степени. Так выделяют четыре основных уровня.

  1. Низкий. Присутствует слабая тяга к сопереживанию. Такие люди полагаются только на логику и реальные факты, им не знакомы поступки, которые совершаются под влиянием эмоций. Такие индивиды не понимают чувств других людей, смотрят на все проблемы только с собственной позиции, не задумываясь о том, что для кого-то они могут быть более значимыми. Данным индивидам крайне сложно уживаться с другими, они стараются избегать компаний, с соседями и коллегами общаются в редких случаях, друзей у них очень мало. Среди мужчин неимпаты встречается в четыре раза чаще, чем среди женщин.
  2. Нормальный. Такой уровень эмпатии характерен для большинства. Его также называют стандартным уровнем. Характерен для 80 процентов людей. Такие индивиды могут понимать эмоции и чувства окружающих, но переживают не слишком часто, не особо задумываются над чужими ощущениями. Такая эмпатия характерна практически для каждого второго, зачастую они остаются равнодушными к проблемам других. Они чутко относятся к эмоциям, которые испытывают сами или же их близкое окружение.
  3. Высокий. Такие люди не часто встречаются. Их как раз называют эмпатами. Они очень хорошо понимают эмоции и чувства других людей, слушают внимательно, подмечает все детали, сопереживают в любых ситуациях. Такие люди отличаются социальной активностью и легко заводят новые знакомства, у них много друзей. Благодаря умению общаться с людьми, добиваются больших достижений в личной и социальной жизни, карьерном росте. Человек, который находится на данном уровне, сопереживает другим, при этом не испытывает дискомфорт, эмоциональное восприятие чувств других людей не вызывает беспокойство или страдание.
  4. Повышенный. Таким индивидам чувство эмпатии причиняет дискомфорт. У человека возникают сложности в различии своих проблем с чужими. Данное состояние сопровождается следующими проявлениями:
  • излишняя впечатлительность;
  • сильная ранимость;
  • острое переживание чувств и эмоций других людей;
  • возникновение чувства вины за боль, которую ощущают другие;
  • беспокойство и страдания за проблемы окружающих.

Такой уровень оказывает негативное воздействие на жизнь эмпата, ухудшает его навыки общения, нередко является фактором, влияющим на развитие психических заболеваний. В такой ситуации важно заняться психотерапией, чтобы скорректировать гиперэмпатию.

Проявления эмпатии могут быть различными. Стоит учитывать то, что, например, психологическая и педагогическая эмпатии не похожи друг на друга, однако, обе являются подвидами одной и той же способности. Давайте рассмотрим примеры, которые проявляются в разных ситуациях.

  1. Педагогическая. Проявляется, когда ученик общается с учителем. Педагог, обладающий эмпатическими способностями, сумеет легко наладить контакт с ребенком, он распознает его потребности, чувства, учтет склонности и личные особенности, не станет оспаривать его точку зрения и ненавязчиво направит в нужное русло.
  2. Психологическая. Проявляется, когда происходит общение психолога с пациентом. Специалист внимательно слушает его, распознает эмоциональное состояние, выражает истинное сопереживание.
  3. Творческая. Характерна для актера, вживающегося в роль. Для того, чтобы качественно сыграть, ему необходимо примерить на себя образ персонажа, проникнуться его эмоциями, чувствами, разобраться в причинах его действий. В итоге, когда зритель будет лицезреть выступление данного человека, он убедиться в его профессионализме.

Характерные проявления

На то, что у личности развита эмпатия, могут указывать такие признаки:

  • умение распознавать чувства другого человека на интуитивном уровне;
  • способность ощущать на себе чью-то роль;
  • умение оценивать ситуацию глазами другого индивида;
  • переживание эмоций, которые в данный момент испытывает другой человек;
  • умение соглашаться с чужой точкой зрения.

Многие люди хотят развить в себе данную способность или стремятся к тому, чтоб у их детей она была развита. Однако, нужно учитывать, что эмпатия имеет не только плюсы. Она нередко приводит к возникновению сильных страданий. Для того, чтобы противостоять чужому негативу, необходимо иметь зрелый разум и твердый характер. Если человек хочет развить в себе данную способность, он должен учитывать все достоинства и недостатки.

К положительным моментам относят:

  • перспективы профессионального развития;
  • оказание помощи своему близкому окружению;
  • невозможность оказаться обманутым;
  • умение устранять конфликты и препятствовать их развитию.

К отрицательным моментам относят:

  • эмоциональное выгорание;
  • риск возникновения психического расстройства;
  • повышенная тревожность;
  • проблемы при общении с окружающими;
  • вероятность нанесения моральной боли и умение ей противостоять.

Диагностика

Если посмотреть на дошкольников, то у них уже можно заметить первые проявления эмпатии. К моменту посещения школы, умение сопереживать формируется окончательно. Для определения того, насколько сильно проявляется эмпатия у человека, могут применяться психометрические диагностики:

  • тест Бойко на эмпатическое сопереживание;
  • диагностический опросник Юсупова;
  • опросника Косоногова на уровень сопереживания.

Может применяться, как один тип тестирования, так и все вместе. Кроме опросников и тестов, также можно задействовать психотерапевта, который сможет распознать, насколько хорошо конкретная личность умеет разбираться в чувствах других людей.

Я прошла тест Бойко. По его результатам имею высокий уровень эмпатии, эмоциональный вид. Думаю, каждому человеку будет интересно узнать, насколько в нем развиты данные способности.

Развитие эмпатии

Не нужно думать, что эмпатия является даром свыше или какой-то суперспособностью. В том или ином проявлении к ней имеют предрасположенность практически все люди. Несмотря на то, что данное качество носит врожденный характер, его также можно развить в себе. Для этого можно прибегать к различным групповым упражнениям.

  1. «Обезьяна и зеркало». Группу разбивают на пары. Так в каждой паре один становится «зеркалом», другой становится «обезьяной». Тот, кто в роли обезьянки должен при помощи мимики продемонстрировать определенные чувства. Человек, играющий роль зеркала, должен их скопировать. После этого партнеры меняются ролями.
  2. «Угадай чувства». Группе раздают карточки, на которых указано наименование чувств. В порядке очереди участники демонстрируют то, что им выпало, используя только свою мимику. Другие люди стараются угадать, что именно он показывает.
  3. «Телефон». Каждый участник получает карточку с указанным на ней воображаемым собеседником. Это может быть какой-то родственник, любимый человек, начальник. Люди по очереди имитируют разговор по телефону, другие участники пытаются понять, с кем именно ведется беседа.

Также могут применяться упражнения, в которых необходимо копировать жесты, голос, речевые особенности. Когда человек в группе выполняет такие упражнения вместе с другими людьми, он осваивает навык сопереживания, попадает на общую волну эмоций.

Как контролировать

Людям, которые слишком много думают о других, переживают за них, иногда очень тяжело с этим жить. Это нередко приводит к эмоциональным срывам и проблемам с психическим здоровьем.

Чтобы научиться корректировать данное состояние, необходимо соблюдать определенные правила.

  1. Когда приходит ощущение того, что сердце переполняют проблемы другого человека, нужно попытаться сконцентрироваться на чем-то другом или прекратить беседу и удалиться, или просто помолчать какое-то время, чтобы пришло внутреннее успокоение. Если не хотите разворачиваться и уходить, чтобы не обидеть собеседника, лучше подумайте о чем-то другом или посчитайте до ста. Важно, чтоб пришло ощущение того, что имеются только свои эмоции, других нет.
  2. Нужно задуматься над тем, кому Вы сопереживаете. Данный механизм всегда возникает при помощи других людей. Важно понять, кто в Вашем конкретном случае вызывает сочувствие, почему так происходит.
  3. Научитесь сочувствовать осознанно. Не нужно отрекаться от своего умения распознавать чувства другого человека, нужно научиться не подпускать к себе чужие негативные эмоции. Необходимо отключать свое сопереживание на подсознательном уровне. С этой целью можно освоить медитацию или дыхательную гимнастику. Поначалу будет сложно, но через какое-то время Вы научитесь отключаться, оказывать кому-то поддержку, при этом не наносить вред самому себе.

Если задумываетесь над тем, как защититься от негатива, нужно прибегнуть к таким способам:

  • визуализировать защиту, например, можно представить, что перед Вами стоит реальный щит или Вы находитесь в каком-то коконе, не пропускающем никакой поток информации;
  • прекратить волноваться по поводу того, что Вам придется отказать человеку даже в разговоре — если при общении с кем-то, Вы начинаете испытывать слишком негативные эмоции, лучше сразу прекратить эту беседу и удалиться;
  • важно научиться отсеивать чужие эмоции, не позволять им проникать в Ваше сознание;
  • избегать людей, которые имеют негативный настрой и желают вывалить свой энергетический мусор.

Если самостоятельно справиться не получается, необходимо обратиться за помощью к специалисту, который научит, как абстрагироваться от влияния других людей.

Я давно знаю о своей способности к эмпатии. Раньше, пока я не научилась это контролировать, она доставляла мне дискомфорт. Очень тяжело при общении с людьми ощущать их боль. Всегда слишком близко к сердцу принимала чужие проблемы, пропускала их через себя. Если Вы тоже сталкиваетесь с подобными сложностями, обязательно займитесь собой, научитесь защищаться от негативного воздействия, выставляя воображаемый щит.

Теперь Вы знаете, что такое эмпатия, каковы ее проявления. Как видите, далеко не всегда данное качество является уместным в жизни человека. Иногда она может негативно воздействовать на психику человека. Но не стоит забывать и о необходимости оказывать сочувствие людям, попавшим в беду, сопереживать им. Именно это и делает нас людьми.

Ссылка на основную публикацию
Эмбриональная грыжа у плода
Омфалоцеле плода – это особый вид грыжи, при которой внутренние органы выходят через пупочное кольцо. За пределы брюшной полости чаще...
Электрокардиостимулятор эндокардиальной стимуляции наружный
В настоящее время существуют две методики проведения временной электрокардиостимуляции – наружная (более простая, но менее эффективная) и эндокардиальная. Электрокардиостимуля́тор (ЭКС;...
Электрокоагуляция миндалин
Одними из наиболее частых заболеваний ЛОР-органов являются ангина и тонзиллит, или воспаление небных миндалин. Вызывает эти заболевания микроорганизм, называемый стрептококком....
Эмг это в медицине
Что такое электронейромиография (ЭНМГ)? ЭНМГ – это комплекс нейрофизиологических методов исследования, используемых в диагностике заболеваний периферической нервной системы: болезней двигательных...
Adblock detector