Эссе профессиональное самоопределение

Эссе профессиональное самоопределение

Ценностные ориентации профессии учителя: взгляд изнутри…

Я «больная» работой, моя семья (муж и трое детей, спасибо им!) уже поняла, что это неизлечимо, и не делает попыток исправить меня. Вот уже двадцать восьмой год я переступаю порог школы, с которой связана лучшая часть моей жизни. В школе – частица моей души, здесь я встретила немало замечательных людей, которые стали моими друзьями, здесь я училась преодолевать невзгоды, решать проблемы, задачи, которые возложены на меня, как на учителя.
Мудрая восточная поговорка гласит: «Если хочешь, чтобы помнили день – посади цветы, если хочешь, чтобы помнили долго – расти деревья, если хочешь, чтобы помнили вечно – учи детей». В своем эссе я попытаюсь отразить свое видение на ценностные ориентации профессии учителя и тем самым подтвердить жизнеспособность этой мудрой восточной поговорки.
Развитие ценностного сознания учителя, безусловно, является результатом не только эмоционального отклика на явления жизни и профессиональной деятельности, но и их осмысления, глубокого осознания, результатом которого становится построение своей жизненной и профессиональной концепции. В сферу педагогических реалий входит и сама личность учителя как субъекта педагогической деятельности. Следовательно, ценностное сознание учителя включает в себя и ценностное самосознание, без которого невозможны профессионально-личностное самоопределение и самосовершенствование учителя, его творческий рост.
Наиболее значимыми качествами личности учителя считаю:
1. Качества личности учителя, характеризующие общую культуру и направленность личности (эрудиция, широкий кругозор, высокая общая культура, духовные потребности и интересы, моральная чистота, порядочность, культура поведения, культура внешнего вида, культура речи)
2. Качества личности, определяющие отношение к ученикам, интерес и любовь к детям (доброта, чуткость, отзывчивость, эмпатия, безусловное принятие, тактичность, общительность, гуманность, человечность, требовательность, справедливость, принципиальность, честность, уравновешенность, выдержка, оптимизм, чувство юмора, коммуникативная компетентность, организаторские способности)
3. Качества, выражающие отношение к профессиональной деятельности (профессиональная работоспособность, трудолюбие, точность, организованность, социальная ответственность, добросовестность, увлеченность педагогическим трудом, активность, инициатива, творчество в профессиональной деятельности, настойчивость, целеустремленность, психолого – педагогическая компетентность, специальные знания по предмету, методическая компетентность)
Адекватным основанием определения сущности ценностных ориентаций считаю концепцию отношений, которая позволяет представить ценностные ориентации как избирательные отношения. Рассматривая профессионально-ценностные ориентации как отношения личности к значимым моментам профессиональной деятельности, мы обнаруживаем, как минимум, наличие трех типов отношений педагога — субъекта данной деятельности:
1) отношение к педагогической деятельности, определяющее цель и личностный смысл данной деятельности;
2) отношение к «объекту-субъекту» деятельности — личности ученика, обеспечивающее ее безусловное принятие и проектирование развития;
3) отношение к субъекту деятельности — личности учителя и к самому себе как педагогу, определяющее профессиональный идеал и Я-концепцию учителя.
Безусловно, все типы отношений тесно связаны и взаимозависимы, но системо- и смыслообразующим является отношение к личности ученика. В своей школьной практике я воспринимаю каждого ребенка как личность, как индивидуальность, в ее росте и духовном совершенствовании вижу цель и смысл своей деятельности.
Одним из показателей ориентации на профессиональное творчество является интенсивность и качество участия в научно-исследовательской работе по проблемам обучения и воспитания учащихся (участие в НПК «Шаг будущее») .
Безусловно, развивает и совершенствует других лучше тот, кто сам непрерывно развивается и самосовершенствуется. В связи с этим особое внимание уделяю повышению квалификации и самообразованию. Использование информационных технологий, выявление, изучение, обобщение передового опыта, участие в научно – практических конференциях, профессиональных конкурсах, выпуск методических сборников, участие в проведении на базе школы семинаров городского и республиканского уровней, работа методического объединения учителей начальных классов, творческих групп – все это дает возможность осуществлять постоянную самооценку своей работы.
Та ким образом, на мой взгляд, формирование профессионально-ценностных ориентаций учителя требует:
— осознания самоценности человеческой личности, ее индивидуальности и общественной сущности, целостности и разносторонности, гармоничности и противоречивости;
— признание развития и становления личности учащегося целью и смыслом педагогической деятельности;
— осмысления учителем своей профессии как общественного долга, единство личного и общественного, приносящего удовлетворение человеку, составляющее смысл его жизни;
— понимания творческой сущности педагогической деятельности, требующей энергии, оптимизма, духовных затрат, постоянной работы над собой;
— ориентации на профессионально ценные качества личности учителя, обеспечивающие становление его позитивной профессиональной Я-концепции, самоопределение и саморазвитие в профессиональной деятельности;
— ориентации на сотрудничество с детьми и коллегами, содержательное общение, обмен духовными ценностями;
Целенаправленное создание условий для присвоения личностью данных ценностей обеспечивает целостное формирование всех трех ведущих блоков профессионально-ценностных ориентаций учителя: отношения к педагогическому труду, отношения к личности ученика, отношения к личности педагога и к самому себе как педагогу, составляющих содержание мотивационно-ценностного компонента культуры профессионально-личностного самоопределения учителя.
Профессиональные ценностные ориентации оказывают решающее влияние как на профессиональное, так и на личностное самоопределение учителя, ими опосредуется вся педагогическая деятельность. Они позволяют выстроить в сознании учителя идеальную модель своей деятельности, которая становится ориентиром в профессиональном самоопределении и самосовершенствование.
В заключении, хочется сказать, что я считаю себя счастливым человеком: люблю то, чем занимаюсь, люблю коллег, с которыми работаю, люблю теперь ставший для меня абсолютно родной — школу №14.

Читайте также:  Гормоны репродуктивной системы женщины нормы

Профессиональное самоопределение – это процесс осознанного выбора будущей профессиональной деятельности, отвечающей потребностям, способностям, индивидуальным особенностям развития и намерениям молодого человека.

Профессиональное самоопределение зависит от того, насколько индивид способен оценить свои профессиональные и психологические свойства и способности и сопоставить их с содержанием, целевым назначением, требованиями и условиями трудовой деятельности.

Профессиональное самоопределение осуществляется в юношеском возрасте, когда учащийся старшей школы становится перед выбором направления своей дальнейшей жизнедеятельности. Ему необходимо решить, какой трудовой деятельностью он будет заниматься в будущем и выбрать соответствующее высшее или среднее профессиональное учебное учреждение для обучения избранной профессии.

Этапы профессионального самоопределения

Профессиональное самоопределение осуществляется индивидом в несколько этапов. От эффективности прохождения этих этапов зависит развитие сложностей и проблем с профессиональным самоопределением. К этим этапам относятся следующие:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте 440 руб.
  • Реферат Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте 270 руб.
  • Контрольная работа Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте 190 руб.
  1. Этап самооценки личности. Проводится анализ и оценка собственных способностей и возможностей, наличие талантов и иных качеств, способных повлиять на эффективность трудовой деятельности различного рода. Личность должна адекватно оценить свои интеллектуальные и физические способности, уровень работоспособности, ценностные ориентации и природный потенциал. Также, необходимо учитывать свои стремления и интересы и сопоставить их с реальными возможностями.
  2. Этап составления перечня возможных для освоения профессий. Индивид должен составит для себя список профессий, которые он считает возможным освоить, исходя из оценки своих способностей, наличия финансовых ресурсов и актуальности данных профессий в современном обществе. На данном этапе необходимо опираться на профессиональную ориентацию, которая проводится во всех учебных учреждениях, с применением современных методик, позволяющих оценить способности учащихся, выявить их склонности и профессиональную ориентацию.
  3. Этап сопоставления. Здесь происходит сравнительный анализ на совместимость трех дифференцированных по отношению друг к другу областей: профессиональная заинтересованность индивида, его способности и возможности, профессиональные требования и условия обучения той или иной профессии. Сравнительный анализ и его итоги приводят к необходимости развития учащимся своих способностей, выбор направлений подготовки и поиск путей достижения поставленной цели т.е. освоение системы знаний и навыков, необходимых для успешного прохождения вступительных испытаний в выбранное учебное учреждение и, дальнейшее обучение в нем.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Успешность выбора будущей профессии

Эффективность выбора будущей профессии зависит от того, насколько желания, возможности и способности индивида совпадают с заинтересованностью социума в формировании профессионалов данного направления.

Если выбор профессии оказался правильным, то это будет способствовать дальнейшей успешной жизнедеятельности человека. Ошибочный выбор, напротив, сделает человека несчастным, разовьет у него комплексы, чувство неудовлетворенности собой и своей деятельностью.

Успешность выбора профессии имеет важное значение не только для самого индивида, но и для общества в целом. Этот выбор весьма сложен.

К проблемам профессионального выбора относятся следующие:

  1. Отсутствие знаний о методах и приемах профессионального самоопределения;
  2. Неразвитые способности к планированию своей будущей жизнедеятельности и профессиональной ориентации;
  3. Выбранные профессии не соответствуют общественному заказу т.е. потребностям общества в обучении данных специалистов, а также склонностям и способностям учащихся;
  4. Отсутствие финансовых ресурсов для оплаты обучения по, предпочитаемой профессии, соответствующей интересам и склонностям личности;
  5. Невозможность переезда в другой город или регион;
  6. Низкий заработок специалистов заинтересовавшей учащегося профессии;
  7. Наличие обязательств у юноши перед родителями или иными лицами по их содержанию в будущем;
  8. Невозможность будущего трудоустройства;
  9. Неспособность сделать верный выбор при одновременном предпочтении нескольких профессий;
  10. Отсутствие предпочтений и склонностей;
  11. Нежелание развивать и совершенствовать свои способности;
  12. Несоответствие между профессиональными склонностями и возможностями;
  13. Подверженность стороннему воздействию и восприятие чужого мнения;
  14. Отсутствие обоснованных представлений и правдивых данных о содержании будущей профессиональной деятельности.

Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение молодого человека

Профессиональное самоопределение является индивидуальным процессом. Оно определяется спецификой развития каждой отдельной личности, ее психологическими способностями, ценностными ориентирами.

Поскольку, выбор будущей профессии является важным жизненным событием в юношеском возрасте, то он подвержен воздействию многих факторов. К ним относятся:

  1. Склонности индивида;
  2. Способности, внутренние и внешние возможности индивида;
  3. Престижность профессии;
  4. Достаточное количество информации о выбранной профессии, ее содержании и особенностях;
  5. Социально-экономическое состояние общества;
  6. Мнение членов семьи. Оно может оказать решающее влияние на выбор профессии юноши, поскольку он всегда и во всем слушался родителей;
  7. Мнение друзей. Юноша может отправиться учится в тот или иной вуз, выбрать ту или иную специальность только потому, что не желает расставаться с другом/друзьями и идет учиться просто за компанию;
  8. Наличие личностных профессиональных целей;
  9. Мнение педагогов. Юноша может выбрать или не выбрать, интересующую его профессию, только потому, что педагоги видят его задатки и склонности, направляют или не направляют его на нужный профессиональный путь;
  10. Гендерные стереотипы, приписывающие мужскому полу тягу к науке и технике, а женскому полу склонность к гуманитарным наукам. Также, социумом прописываются профессии, которые подходят только женщинам или только мужчинам.
Читайте также:  Для чего нужен корректор осанки

Каждый фактор имеет разную степень воздействия на каждого конкретного человека. Осознанный выбор сделать достаточно сложно. Для этого требуется специализированная профессиональная помощь.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Профориентационная работа как естественное продолжение всей педагогической работы с учащимися. Полноценное психическое и личностное развитие ребенка, сформированность его мотивационной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и способностей.

Рубрика Психология
Вид эссе
Язык русский
Дата добавления 13.04.2014
Размер файла 15,7 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Самоопределении в профессии

Студенткa: Калюжина Алекандр Эдуардовна

Самоопределение человека в общем является, основой его жизни. Начиная наверное с детсадовского возраста мы начинаем заниматься тем, что будет в бедующем для нас основным видом деятельности. Но самое главное это определиться с бедующей профессии или специальностью когда заканчиваешь школу. В большинстве случаев, в школах нет, специально обученных людей которые могут направить и подсказать ребенку, куда ему надо идти дальше. И не все выпускники школ, четко и точно понимают куда они поступают и зачем.

Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни).

Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию в выборе профессии.

Проблема состоит в том что психологи не обязаны брать на себя этот труд. А других специалистов в школах просто нет.

Как показывает опыт профконсультационной работы, учащиеся, не выбравшие профессию, часто обращаются к психологу с просьбой определить, к какому виду деятельности они наиболее способны, ожидая получить однозначные рекомендации по поводу их профессиональной предназначенности. За этим стоит не только распространенное заблуждение относительно предрасположенности каждого человека к определенному виду деятельности, но и, возможно, неосознанное стремление переложить решение важнейшей жизненной проблемы на другого человека, пусть даже специалиста-психолога. В каждом конкретном случае работа психолога будет строиться в соответствии с запросом ученика, педагога или родителей.

Во многих источниках пишут что работа школьного психолога должна быть включена в общую систему профориентационных мероприятий, проводящихся в школе, и в настоящее время вопросам оказания действенной помощи школьникам в выборе профессии стало уделяться много внимания. Но на самом деле это не распространяется на деревень или школы небольших городов. Да даже и у нас казалась бы в столице в очень маленьком количестве школ есть такие специалисты.

Не вызывает сомнения, что главным условием успешного профессионального самоопределения является полноценное психическое и личностное развитие ребенка, сформированность его мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и способностей, достаточный уровень самосознания. Поэтому работа по подготовке к выбору учащимися профессии должна стать органичной частью всего учебно-воспитательного процесса и начинаться уже в младших классах. Вся работа, направленная на оптимизацию обучения и воспитания, в конечном итоге способствует активизации профессионального самоопределения школьников.

В настоящее время насчитывается более 40 тыс. профессий, при этом примерно 500 из них ежегодно исчезают и почти столько же появляется новых. Экономисты подсчитали, что среднее время существования большого числа профессий приближается примерно к 8-10 годам. Действительно, в эпоху НТР многие профессии безвозвратно уходят в прошлое (например, требующие тяжелого физического труда). Другие же настолько меняются по своему содержанию, составу операций, входящих в них, что, по существу, тоже становятся новыми, требующими от работника значительной переподготовки, повышения квалификации. Например, такая традиционная, старинная профессия, как ткач, совершенно меняется по содержанию с введением бесчелночных станков. Если раньше (да и сейчас в условиях работы на старом оборудовании) главными профессиональными качествами, которыми должен был обладать ткач, являлись моторные способности, сноровка, ловкость и т.д., то теперь они уходят на второй план, а следовательно, меняется система требований к профессионалу, его квалификации, системе обучения. Более того, появляются новые рабочие посты, во многом изменяющие наши привычные представления о профессии. Например, в медицине это реаниматологи, анастезиологи, рентгенологи и др. Так, в профессии реаниматолога связь между врачом и пациентом (для медицины она всегда являлась прямой и непосредственной) опосредуется многочисленными приборами, сообщающими врачу систему данных о здоровье и функционировании разных органов человека, на основе анализа которых он ставит диагноз и назначает лечение. Появился интересный психологический феномен, характеризующий нарушение этой естественной связи между врачом и пациентом. Врач-реаниматолог «получает» пациента в таком тяжелом состоянии, что не может общаться с ним. Как только наступает улучшение в состоянии больного, он «переходит» к другому врачу, и врачи-реаниматологи жалуются, что им не хватает живого общения с пациентом, недостает выражения с его стороны благодарного отношения к спасшему его специалисту.

Читайте также:  Чем отличается дерматит от лишая

Наряду с новыми рабочими постами возникают и новые профессии, не имевшие аналогов в прошлом, такие, как космонавт, оператор АЭС и др. Все эти перемены происходят в небольшие промежутки времени, буквально на наших глазах, и затрагивают Даже те профессии, которые казались нам «вечными». профориентационный педагогический склонность интерес

Из сказанного ясно, в каком тяжелом положении находится консультант, который должен как-то представлять себе требования огромного числа профессий и искать их соответствие со способностями и другими особенностями школьника. Даже будучи очень эрудированным, психолог вряд ли сможет иметь исчерпывающий перечень профессиональных требований существующих профессий. Еще менее понятно, какие требования к человеку будут предъявлять профессии, которые появятся в будущем. Ясно только, что профессии эпохи НТР предъявляют и будут предъявлять повышенные требования к общему умственному развитию и образованию молодых людей, поскольку еще более повысится уровень автоматизации, появится новая техника и технология.

Для психолога очень важно помнить, что молодому человеку, вступающему в жизнь, возможно, не раз придется сменить профессию либо пройти переподготовку в рамках выбранной, но сильно изменившейся профессии. При этом пока трудно предсказать, в каком возрасте это предстоит сделать. В нашей стране социально-экономическая ситуация сейчас такова, что происходит все более интенсивное перераспределение рабочей силы из одних областей профессиональной деятельности в другие.

Таким образом, строя работу по профориентации, психолог должен не только ориентировать учащегося на определенную профессию или ряд родственных специальностей, но и показать, что высококвалифицированный специалист должен быть психологически готовым к смене специальности либо к постоянному повышению квалификации. Это остается актуальным и в случаях выбора относительно стабильных профессий, поскольку в нашей стране все более широко применяются коллективные формы труда (бригады, коллективный, семейный подряд и др.), когда становится необходимым владение несколькими специальностями, чтобы быть готовым заменить своего коллегу либо оказать ему квалифицированную помощь. Уже сегодня во многих случаях специалист одного профиля может заменить специалиста другого профиля, выполняющего свои обязанности в том же коллективе. Такое взаимообучение нередко происходит в самой производственной деятельности. Таким образом, еще одной новой тенденцией изменений в мире профессий является замена монопрофессионализма полипрофессионализмом. Консультанту важно извлечь из этого вывод, о том, что психологические возможности человека нельзя оценивать применительно лишь к одной-единственной профессии.

Для любого профессионального психолога ясно, что возможности формирования психики, развития способностей в учебной, профессиональной деятельности под воздействием специальных тренировок очень велики. Следовательно, получаемая в психодиагностическом испытании картина актуального состояния развития профессионально важных качеств, способностей не может быть надежной основой для выбора профессии в силу своей изменчивости, динамичности. Выявляемое в психодиагностическом эксперименте актуальное состояние психики складывается под влиянием многих факторов, но без направленного ее формирования на какую-либо деятельность. Откуда же ждать соответствия диагностируемых способностей профессиональным требованиям?

Диагностическое обследование позволяет понять, чего испытуемый достиг на пути формирования тех или иных способностей (в том числе и профессиональных), но не дает оснований строить долговременный прогноз. Никакое, даже самое обширное, психодиагностическое испытание не может учесть всего многообразия факторов, которые оказывают положительное или отрицательное влияние на формирование будущей профессиональной пригодности, которое зависит и от мотивации, и от отношений в трудовом коллективе, в который попадет человек, и от других причин. Следовательно, поскольку актуальное развитие способностей, выявляемых в диагностическом испытании, не предопределяет будущей профессиональной успешности, оно не может служить критерием профессионального выбора.

Самый существенный недостаток «диагностической» профкон-сультации состоит в том, что она по существу исключает активность самого субъекта в выборе профессии, так как задачу выбора решает за него психолог. Такую процедуру вообще трудно назвать выбором, это скорее подбор профессии путем наложения «сетки» выявленных с помощью диагностики качеств на «сетку» профессиональных требований.

Делая выводы по изучению литературы по самоопределению в профессиональном мире, и ссылаясь на личный опыт могу сказать точно. Что в России наверное проблема с самоопределением не уйдет не когда. Потому что на обучение психологов в ввузах на это обращают очень мало внимания. Да и специалистов то у нас честно говоря хороших почти не. Потому, что все психологи это бывшие школьники, которые на всегда само поступая определились с точностью профессии, и половина из них просто выучилась и пошла работать в школу, не задумываясь и не имея того опыта и тех знаний которые нужны нашим школьникам. В итоге и получается замкнутый круг.

Ссылка на основную публикацию
Эрозия зубов у детей
Что такое гипоплазия эмали зуба Достаточно часто, по внешним признакам гипоплазию эмали принимают за поверхностный кариес. Однако, это два совершенно...
Эпилепсия последствия для психики
Психические нарушения при эпилепсии К распространенным в обществе ложных представлений об эпилепсии относятся следующие: «эпилепсия — психическое заболевание» и «эпилепсия...
Эпилептический психоз симптомы
Эпилептический психоз – это психопатологический симптомокомплекс, развивающийся при осложненной форме классической эпилепсии. Возникает как результат прогрессирующих личностных изменений. Проявляется неадекватностью...
Эрозия привратника желудка лечение
Кто вылечил эрозии желудка, помогите пожалуйста советом. Они у меня уже 2,5 месяца после начала лечения не заживают, симптомы сохраняются...
Adblock detector